Некоторые вещи мы говорим ребенку, не задумываясь. Психологи рекомендуют немного перефразировать привычные фразы, это поспособствует более интенсивному развитию и установлению более теплых и дружеских отношений с родителями.
Ошибки родителей в общении с детьми
Как нужно: «Ты хорошо потрудился. Мне нравится, как ты нарисовал это дерево/забил этот гол/ сделал уборку, потому что на этот раз получилось лучше, чем раньше / это было очень ловко /ты мне очень помог».
Каждый раз, когда мы мимоходом говорим «Молодец!» на любое действие, совершенное ребенком, у него создается впечатление, что похвалы достойно все, что угодно: встал с дивана, нарисовал несколько каракуль в тетради и т.д. Хвалить нужно то, что действительно достойно похвалы. Причем в развернутом виде: объясните ребенку, что именно вызвало ваш восторг.
Как мы привыкли: «Ничего страшного!»
Как нужно: «Это было страшно, но сейчас все позади!»
Когда ребенок падает или ударяется, мы привыкли успокаивать его фразой: «Ничего страшного, все в порядке». Если ребенок плачет – значит, он уже не в порядке. В этом случае лучше обнять ребенка и сказать, что падение было неприятным, но теперь все позади. Затем в шутку предложите ему на выбор наложение бинта или поцелуй. Если ребенок выберет и то, и другое – предоставьте ему это.
Как мы привыкли: «Нужно много тренироваться, чтобы получилось».
Как нужно: «Ты молодец, что много тренируешься. Я горжусь тобой».
Никто не спорит с тем, что для достижения результатов нужно много практики. Но у ребенка может произойти сильнейшее разочарование, если, несмотря на тренировки, он продолжает совершать ошибки. Он будет думать: «Я так много тренируюсь, ну почему же у меня не получается?». Поэтому необходимо хвалить сам факт тренировок.
Как мы привыкли: «Давай быстрее!»
Как нужно: «Давай наперегонки!»
Утро – невероятный стресс для всех. Ребенок спит над завтраком, а потом мужественно борется с собственными шнурками. И каждый раз слышит от нас одну и ту же фразу: «Давай быстрее!», которая вгоняет его в еще больший стресс. Переведите ситуацию в игровую форму. Скажите ребенку «Давай наперегонки!» - так вы и добьетесь своего, и избежите всеобщего стресса.
Как мы привыкли: «У нас нет денег».
Как нужно: «Мы сейчас не можем это купить, потому что копим деньги на путешествие/новую большую квартиру и т.д.»
Если на просьбу ребенка об очередной игрушке вы отвечаете фразой: «У нас нет денег», вы даете понять ребенку, что совершенно не контролируете свои финансы, а ребенка в более старшем возрасте эта фраза может даже напугать. Гораздо лучше, если вы мотивируете отказ планированием более крупной и нужной покупки, показав ребенку, что финансы под контролем!
Как мы привыкли: «Не разговаривай с незнакомцами».
Как нужно: «Не следуй ни за кем, кроме полицейских, когда меня нет рядом».
Ваш ребенок общителен, открыт миру и любознателен? Его любят все соседи на улице, продавцы в магазинах угощают сладостями? Он первым заговаривает со старушкой, выгуливающей собаку, о породе пса и его рационе? В этом нет ничего плохого, не так ли? Не стоит убивать на корню эти качества, они весьма пригодятся в жизни. Ребенок будет легко сходиться с людьми, запросто заводить знакомства. А чтобы уберечь от опасности, проведите небольшой тест. Спросите, что сделает ребенок, если к нему подойдет незнакомец, даст конфет и попросит пойти за ним. По ответу вы поймете, отличает ли ребенок опасную ситуацию от безопасной. Дайте четкие инструкции, как действовать, если рядом нет никого из знакомых и если ребенок потерялся.
Как мы привыкли: «Будь осторожен!»
Как нужно: «Смотри под ноги! /Держи равновесие! /Не разгоняйся так сильно».
Фраза «Будь осторожен!» абсолютно дежурная, и ребенку точно ни о чем не скажет. Лучше дайте конкретный совет. Или будьте совсем рядом с ребенком в опасный момент, чтобы уберечь его своими действиями.
Как мы привыкли: «Если не съешь ужин, десерта не получишь!»
Как нужно: «Сначала мы все едим наш вкусный ужин, и потом сразу сладкое!»
В первом варианте вы сразу ставите перед ребенком препятствие в виде ужина, причем в негативном ключе. Ребенок подсознательно ненавидит ужин и ест его через силу и слезы. Во втором же варианте вы предоставляете ребенку возможность дважды получить удовольствие от еды.
Как мы привыкли: «Дай я сделаю это вместо тебя».
Как нужно: «Давай вместе подумаем, как ты мог бы сделать это».
Если ребенок строит башню, и что-то не клеится, самое бесполезное, что вы можете сделать – это достроить башню за него. Самое полезное: объяснить ребенку, в чем его ошибка, подсказать, как можно сделать иначе. Наводящие вопросы типа: «Как ты думаешь, а если мы вниз поставим большой кубик?» помогут ему доделать башню самому и поверить в свои силы.
Комментариев еще нет
Войдите или зарегистрируйтесь , чтобы оставить комментарий.