Один день по методу Монтессори

Наш автор, мама двоих детей, решила  проверить на себе некоторые из принципов метода, а также провела один экспериментальный день по методу Монтессори. Узнаем, что из этого вышло?

Метод Монтессори — вы, разумеется, о нем слышали! - педагогическая система, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори. Система Монтессори основана на идеях свободного воспитания, в которой  важное место уделено сенсорному воспитанию (развитию органов чувств) при помощи дидактических занятий и специально организованной среды.

Начнем с основных принципов метода Монтессори. Каждый из них полезно прочитать не только последователям метода, но и обычным мамам.

  1. Детей учит то, что их окружает.
  2. Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать.
  3. Если ребенка часто хвалят - он учится оценивать.
  4. Если ребенку демонстрируют враждебность - он учится драться.
  5. Если с ребенком честны - он учится справедливости.
  6. Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.
  7. Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить.
  8. Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.
  9. Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.
  10. Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.
  11. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым - он учится находить в этом мире любовь.
  12. Не говорите плохо о ребенке - ни при нем, ни без него.
  13. Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.
  14. Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.
  15. Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее.
  16. Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске, и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел.
  17. Помогайте ребенку осваивать неосвоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.
  18. В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер - предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.

«Детей учит то, что их окружает»

Мой любимый принцип, с помощью которого можно воспитывать не только ребенка, но и себя! Хочешь, чтобы ребенок был честным – пусть видит честность в родителях, хочешь, чтобы дома был порядок – поддерживай его и дети присоединяться.

В группах Монтессори нет игрушек как таковых, но есть занятия, организованные по принципу игры. Н С порядком у Монтессори всё строго: допускается игра не более чем с 10 предметами (игрушками).

Я собрала детей, высыпала из двух контейнеров все игрушки и предложила выбрать основные. По принципам Монтессори у каждой вещи должно быть своё место: определяем полку для 10 игрушек сына и 12 игрушек дочки. Сыну (2 года) было всё равно, а вот дочка (5 лет) умоляла оставить ей хотя бы 12 штук. В результате целый день они менялись данным количеством игрушек и по моей просьбе легко убирали их в назначенное место. Принцип сработал! Игрушки стали долгоиграющими, а дома воцарился порядок.

«Не бойтесь воспитывать самостоятельность в ребенке, давать ему права выбора, чем и сколько ему заниматься, что одевать и есть»

Метод Монтессори предполагает наличие предметов, подходящих по росту детей: маленькие раковины, маленькие столы и стулья, даже швабры должны быть соответствующего размера. Дети сами себе накладывают еду и наливают воду в кружку.

Самостоятельность я оставила на бытовые задачи. Сын любит всё «сам» и встречает с радостью мою просьбу: умыться, нарезать яблоко в кашу, убрать тарелку со стола и помыть посуду. Ставим стул рядом с раковиной: он моет ложки и стаканы, я остальную посуду. После окончания процесса сын очень горд, что помог мне и сделал «взрослые» дела.

Дочка по привычке завтракает, как в ресторане: это подай, то принеси. Я только успеваю добавлять: «Сама». Реагирует хорошо. Пытается отрезать хлеб, не получается. Я помогаю и вижу счастливые глаза от ощущения, что смогла сделать что-то сама!

«Если ребенка часто подбадривают - он приобретает уверенность в себе»

В группах Монтессори есть воспитатели (или тьюторы), которые могут помочь при необходимости делом или советом.

После игры в «Лего» на ковре остаются детали. Прошу сына помочь – увлечен чем-то другим, не слышит. Начинаю убирать - он бежит помогать. Я одобрительно добавляю: «Молодец, у тебя хорошо получается». Эта фраза настолько подбадривает его, что он начинает стараться изо всех сил!

«Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске, и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел»

Воспитанная чуткими родителями, я часто прибегаю на помощь своим детям слишком рано. В этот раз набираюсь терпения и наблюдаю.

Сын пытается открыть дверь ключом. Ищет необходимый ключ, пытается вставить в замочную скважину. Долго пыхтит, но помощи не просит. Пробует, пытается, для него это  - интересная игра! В конце концов протягивает мне связку, чтобы я помогла с выбором нужного ключа и сразу забирает, чтобы вставить в замочную скважину. Открыл. Очень довольный заходит со связкой домой.

«Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым - он учится находить в этом мире любовь»

В группах Монтессори дети сами выбирают, чем им заниматься. Этот принцип мы так же используем дома. Но дети, обычно, хотят взаимодействовать друг с другом и часто ссорятся. В группах Монтессори с этим строго – если ребенок хочет заниматься чем-то в одиночку – это его право. Так воспитывается уважение и индивидуальность. Некоторые знакомые мамы именно поэтому не принимают детские сады Монтессори, в которых коммуникабельности учат только с 3-х лет.

Дочь играет с бусинами – наклеивает их на пластилин, чтобы получился торт. Сыну непременно хочется повторить, но дочь против. Это её игра. Спокойно рассказываю сыну, что нужно подождать или спросить разрешения вступить в игру. Сын спрашивает, она оценивает его серьезным взглядом и соглашается.

«Помогайте ребенку осваивать неосвоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью»

В подкреплении данного принципа, предлагаем вам несколько заданий на развитие музыкальности у детей.

Игры со звуками

  1. Берем громкую емкость (стекло, железо, керамика), засыпаем примерно на половину крупной фасолью. Даем ребенку ложку и слушаем вместе звуки от пересыпания крупы. Сензитивное удовольствие для мамы и ребенка обеспечены.
  2. Готовим непрозрачные парные контейнеры, например, 2 красного, 2 зеленого, 2 синего цвета (можно использовать заклеенные стеклянные баночки от детского питания), засыпаем содержимым (песок, горох, рис и т.д.), слушаем и ищем пару.
  3. Тишина. Просим ребенка прислушаться. Через некоторое время, когда станет абсолютно тихо, шепотом зовем его по имени или придумываем задания. Эта игра отлично развивает внимание, волю и другие важные качества.
  4. Слушаем звучание разных инструментов в аудио формате. Можно обратить внимание ребенка на звучание того или иного инструмента и придумать ассоциацию, подвигаться под музыку, а может даже подпевать.
  5. Доступные инструменты. Определите дома контейнер с музыкальными инструментами: колокольчиками, бубенцами, маракасами и др. Возьмите инструменты сами и подыграйте активным ритмическим мелодиям. Ребенку непременно захочется присоединиться к вам!

Безусловно, метод Монтессори может стать полезным для мамы и продуктивным для развития малыша. Используйте принципы, которые близки именно вашей семье и выстраивайте гармоничные отношение с ребенком.

Автор: Ирина Газизова @irina_vmuzike

Материалы по теме:

10 вещей, которые навсегда запомнит ваш ребенок

Перефразируй это. Говорите с ребенком правильно

А вдруг у вас растет Моцарт? Музыкальное развитие детей в домашних условиях

5 финансовых уроков для детей

Комментариев еще нет

Войдите или зарегистрируйтесь , чтобы оставить комментарий.