Когда следует обратиться к неврологу или психологу с ребенком? Первые симптомы

На какие особенности развития  нужно обратить внимание в поведении и развитии ребенка до 1 года и позже? Какие симптомы могут послужить сигналами к обращению к специалистам? А какие, напротив, не являются признаком патологии? На эти и другие вопросы отвечают специалисты нейрореабилитационного центра «Импульс»: невролог, нейрофизиолог Игорь Жданов и клинический психолог Наталья Морозова.

На что следует обращать пристальное внимание в жизни ребенка на первом году жизни?

Самое главное - это сон и аппетит ребенка. От того, как ребенок ест и спит, зависит его развитие.  Во-вторых, следует обращать внимание на определенные вехи в развитии. В отношении двигательного развития: в 2 месяца  вы должны наблюдать удержание головы в положении лежа, в 3 месяца – переворот на живот, к 5 месяцам – переворот с живота, в интервал с 6 до 8 месяцев – посадка, постановка на четвереньки, ползание на четвереньках, 8-10 месяцев – ребенок встает около опоры, в интервал от года до года и четырех месяцев  – самостоятельная ходьба. Если вы наблюдаете те или иные задержки в опорно-двигательном развитии, ребенка стоит показать неврологу.

Симптомы, указывающие на повышенное внутричерепное давление, могут быть следующими: плохой сон, постоянное беспокойство и крик, плаксивость, частые срыгивания, дрожание ручек, ножек и подбородка, выпячивание родничка, а также быстрое увеличение окружности головы в размерах.

После рождения физиологический тонус держится обычно до 3−3,5 месяцев, затем постепенно приходит в норму. Дети с повышенным тонусом (гипертонусом) очень беспокойные, часто плачут, капризничают, их ручки и ножки как бы приведены к телу и не распрямляются.

Малыши с гипотонусом, напротив, редко плачут, много спят, часто пропускают кормления, мало двигают необычно гибкими конечностями.

Что касается психического развития, нужно обращать внимание на предречевой компонент: реакцию ребенка на игрушки, на близких, а также на звук в принципе. Нечасто встречающаяся патология, но влияющая на развитие – это нарушение слуха. Поэтому если у родителей создается впечатление, что ребенок не реагирует на звук, это сигнал к тому, что нужно проверить слух.

В более старшем возрасте (после 1-2 лет) какие симптомы могут стать поводом для обращения к неврологу или психологу?

Самые главные патологические симптомы – сниженное понимание речи, сниженные игровые и обиходные навыки, искажение пищевого поведения (ребенок ест только ограниченный круг продуктов или отказывается от еды), не пробует повторять действия взрослых, не берет ложку и не ест, не пытается раздеваться и одеваться. Еще один момент: нет потребности к коммуникации. То есть ребенок не пытается привлечь внимание к себе, к своим действиям.

В полтора года ребенок уже должен говорить несколько простых слов и даже небольших фраз. В 2-2,5 года вы должны наблюдать увеличение количества  слов  в фразе до 3-4.

Если ребенок часто плачет, кричит, не появляется сюжетная игра, речь – первый звонок посещения к психологу, неврологу. Если  ребенок не контактирует, не откликается на имя, нет речи – повод обратиться к клиническому психологу. Чем раньше начнем работать, тем быстрее будет результат.

Что делать мамам, которые выявили у своих детей нежелательные симптомы самостоятельно, но при обращении к врачу им сказали подождать до 3-ех лет? Такие истории на форумах встречаются достаточно часто. В 3 года ребенку ставят диагноз задержки развития или другой, а ведь можно было начать лечение гораздо раньше.

Если обращаться к разным специалистам, к одному, второму, третьему, то рано или поздно вы столкнетесь с тем, что мнения специалистов разойдутся: кто-то скажет вам, что у вас нет никаких проблем, кто-то – что у вас огромная проблема, и вам нужно срочно усиленно и много лечиться. Самый подходящий вариант:  нужно обратиться к высококвалифицированному специалисту. Если такой возможности нет, то попробуйте что-то сделать самим, в домашних условиях. Например, если проблемы с речью, посмотрите несколько видеоуроков в интернете, попробуйте позаниматься с ребенком. Если нет динамики,  то вы можете обратиться к специалисту с конкретной проблемой: у ребенка не формируются те или иные навыки. То есть я с ним занимаюсь, а результата нет. Для квалифицированного специалиста это очень важный симптом.

Ждать трех лет, действительно, нет необходимости. Специалист высокой квалифиакции, скорее всего, такого совета вам не даст.

Какие симптомы в развитии/поведении ребенка не являются отклонением, но мамы часто считают их таковыми?

Подергивание (тремор) ручек или подбородка при крике, плаче до 3 месяцев патологией не считается. Если подобные «приступы» остаются дольше, это может свидетельствовать о повреждении нервной системы ребенка — во время беременности или в родах.

Если ребенок ярко негативно реагирует на запреты, пытается все сделать сам – это не признаки отклонений, это нормальные этапы развития ребенка. Это усложнение психологической картины личности ребенка. Отклонение в данной ситуации можно выявить так: например, если ребенок негативно отреагировал на запрет мультфильмов, то в норме ребенка можно довольно переключить на другую деятельность. Если этого не происходит, то это патологическая реакция.

К каким последствиям может привести игнорирование тех или иных симптомов (можно привести самые распространенные примеры)?

Игнорирование особенностей может привести к широкому спектру последствий. Например, к грубым нарушениям коммуникации, когда ребенок становится буквально выключенным из социума. Или формирования тревожного нарушения личности. Наиболее распространенным является вариант, когда у ребенка формируется одна из форм дислексии, которые препятствуют нормальному обучению ребенка. Или приводят к проблемам удержания внимания, концентрации ребенка.

На данный момент много детей страдают синдромом гиперактивности. Многие исследования говорят, что процент таких детей растет с каждым годом. С чем это связано? Какие первые признаки синдрома?

У нас в головном мозге всего 2 типа импульсов – это возбуждающий и тормозящий. И так повелось генетически, что любое повреждающее или дефицитное действие на мозг оказывает активизирующий импульс. То есть чаще всего мозг перевозбужден чаще, чем находится в тормозящем состоянии. Гиперактивность может быть следствием этих процессов.

В целом уровень здоровья в детской популяции снижается год от года. Это связано с рядом воздействий: с питанием, со здоровьем матерей, с антропогенными воздействиями.

Первые признаки синдрома: обращайте внимание на особенности игровой деятельности: насколько ребенок может сам поддержать свою деятельность, насколько долго он может удерживать внимание на своей игре. Это все может предотвратить в дальнейшем проявление возбудимости как таковой.

Детский Нейрореабилитационный Центр "Импульс"
Полная поддержка особенных деток
Индивидуальные программы
Специалисты со всей России!
(800) 500-68-27
https://impuls-sochi.ru/

Вам может быть интересно:

Симптомы расстроств аутистического спектра у детей раннего возраста

Расшифровка детских рисунков (консультирует клинический психолог)

Комментариев еще нет

Войдите или зарегистрируйтесь , чтобы оставить комментарий.