Дневники XII Фестиваля искусств Ю. Башмета. Балалайка VS волынка

Лунный купол, звездное небо и воздушная музыка «Адажио» будто спрашивает у зрителей: вы готовы слушать народные сказки? Тогда устраивайтесь поудобнее - музыка народных инструментов поведает вам удивительные истории.

Михаил Дзюдзе появился на сцене со своей огромной и немного экзотичной для иностранцев (их, кстати, в зале немало)  контрабас-балалайкой. Тем интересней было слушать недавно рожденное произведение томского композитора Алексея Пиоттуха «Сибирский сказ», названный ведущим «сибирским триллером».

Рослый парень в клетчатой юбке и темно-зеленых гольфах, ну конечно, шотландец – Росс Миллер! И как «затянет свою волынку»! Традиционные шотландские мелодии навевают ассоциации с зелеными мшистыми лесами – теми самыми, где обитают хоббиты.

Один из самых древних тамбуровидных инструментов – уд, по некоторым версиям прародитель современных лютневых инструментов, и Египетский композитор-исполнитель Мохамед Абозекри. Жаркий восток. Нескончаемая, как караван, импровизация «Я повернулся», исполненная на уде: запахи восточных базаров, миражные оазисы пустыни и долгое пение этого молодого араба в современных очках, черном слегка мятом костюме и красных кедах.

Произведение для закрытых глаз и открытого сердца – «Аве Мария». Маленькая глиняная свистулька в руках Айпери Эмиловой, молодой девушки из Киргизии. «Солисты Москвы» едва касаются струн - здесь нужно аккомпанировать очень тонко, чтобы не нарушить гармонию этого музыкального света.

Китайская лютня пипа. По разным данным, на ней играют уже более 2000 лет. Китаянка  Тан Дун - совсем юная и воздушная -  филигранно перебирает пальцами: вихрь, невероятная легкость исполнения… Оркестрантам  приходятся даже произносить китайские слова, похожие на мяуканье кошки, исполняя «Концерт для пипы с оркестром в 2-х частях».

Испанский гитарист и композитор Хосе Мария Гальярдо дель Рей смело преподносит нам свой «Венок из роз»  в стиле фламенко. Зрители то и дело вытягивают шеи – так хочется разглядеть каждое движение виртуозного гитариста.

Над сценой языки пламени пронзают декоративную луну. Аргентинские страсти в музыке исполнителя на бандонеоне Гектора Улисса Пассареллы. Сочиненная им «Сюита для струнных и ударных» в лучших традициях пьяццолловских танго как невидимые клещи заставляют вырваться наружу эмоциям страсти и любви. Такой вот диссонанс: внешне сдержанный суховатый мужчина в годах исполняет страстные аргентинские мелодии.

Екатерина Мочалова – новая яркая звезда среди домристов. Чистый интеллигентный звук, серебряные переливы тремоло и легкая воздушная техника. «Соловей» Вьетана вылетает подобно пташке из-под пальцев этой обаятельной русской красавицы. Зал взрывается аплодисментами.

Кругосветное путешествие заканчивается величественным гимном «На крыльях ветра – облетая весь мир» современного композитора Кузьмы Бодрова, написанного специально для этого концерта и солирующих 9-ти инструментов.

Знаете, в чем отличие концертов Юрия Башмета? Они все - словно отдельный спектакль, идеально срежиссированный и исполненный, как отдельная история из большой книги под названием «Музыка» со своими действующими персонажами, освещением и декорациями.

Рецензия: Ирина Газизова @irina_vmuzike
Фото: Алексей Молчановский

Все дневники Фестиваля Искусств 2019 смотрите здесь

Полная программа XII Фестиваля Искусств (2019): Главное культурное событие зимы: XII Зимний международный фестиваль искусств в Сочи

Дневники  XI Фестиваля Искусств (2018): Как это было в прошлом году

Комментариев еще нет

Войдите или зарегистрируйтесь , чтобы оставить комментарий.