Мой ребенок не особенный!

Что чувствует мама, когда, как гром среди ясного неба, врач сообщает ей диагноз ребёнка: РАС, аутизм, умственная отсталость, задержка психического развития? Шок, непонимание, злость на себя, на врача, который это озвучил, и всех, кто выражает сомнения в «нормальности» ребёнка.

Это нормальная реакция. Готовясь к родительству, мы рисуем в голове картину благополучия, поэтому принять заболевание или отставание в развитии всегда тяжело. И не каждый специалист умеет преподнести новость так, чтобы подарить надежду и обозначить путь, а не обречь на страдания и поиски ответов.

Важно определить для себя следующие шаги: принять наличие заболевания, не потерять время, избавиться от страхов.

Принять диагноз

В психологии есть несколько стадий принятия неизбежного:

  • Отрицание. Вы не согласны, что у ребёнка есть серьезные проблемы, уверены, что произошла ошибка. Меняете врачей, ходите по разным заведениям, чтобы найти опровержение.
  • Гнев. Вы злитесь на доктора и считаете его и всех, кто говорит, что ребёнок отличается от других, некомпетентными.
  • Торг. Вы просите врача не писать страшный диагноз. Согласны указать любое нарушение в развитии, главное, чтобы оно было обратимым. Ищете альтернативных специалистов, кто смог бы вам помочь.
  • Депрессия. Стало понятно, что помощи ждать неоткуда. Дальнейшая жизнь представляется полной страданий и ограничений. Никакие светлые перспективы не кажутся возможными.
  • Принятие. Вы поняли, что заболевание действительно есть. Чтобы построить дальнейшие действия, вы начинаете изучать чужой опыт, находите соответствующие комьюнити, начинаете понимать, что с определёнными ограничениями, но жить всё-таки можно.

Прохождение этих этапов – естественный для психики процесс, чтобы прожить ситуацию и прийти к состоянию, когда можно думать, анализировать и действовать. У разных людей они могут проходить в разной последовательности или смешиваться друг с другом. Любой из вариантов будет нормой. Каждая психика – уникальна.

В момент, когда сложно смириться с новыми обстоятельствами, попросите помочь близких людей или обратитесь за помощью к психологу. Расскажите о своих мыслях и переживаниях, поделитесь опасениями. Вместе с родными изучите успешные истории, как другие люди справляются с заболеванием, какой выход находят они.

Важно не замыкаться и не держать всё в себе. Вы – главный человек для своего ребёнка, помогите себе вернуться в ресурсное состояние, чтобы сделать для малыша всё, что в ваших силах.

Не терять время

Узнав о заболевании у ребёнка, родители часто начинают бесконечные хождения по врачам, подсознательно стремясь опровергнуть диагноз. Каждый специалист оценивает ситуацию субъективно, и обязательно будет тот, кто скажет подождать ещё год, подождать до 3-х лет, пропить таблетки, пройти курс уколов и т.д. К ним присоединяются родственники и знакомые, которые вспоминают, как кто-то тоже развивался с задержкой, молчал до 5-ти лет, а позже выдал всё, что знал.

Все они могут быть правы, но в случае, когда ребёнок заметно отличается от принятых темпов развития, лучшее, что можно сделать – начать раннюю коррекцию. Диагноз, в случае ошибки, позже можно будет снять, а вот упущенное время вернуть не получится. Пока ребёнок находится в фазе активного формирования психических функций, вмешательство будет иметь наибольший эффект.

Обратитесь к врачу, которому доверяете. Если есть сомнения, возьмите второе мнение. Пройдите диагностику со специалистами разного профиля, чтобы сформировать общую картину развития ребёнка. Именно так, собрав полную информацию, вы сможете сложить понимание о происходящем, спланировать развивающие и коррекционные занятия для ребёнка и, главное, – не упустить время!

Избавиться от страхов

«Как он будет учиться?», «Сможет ли его принять общество?», «Сможет ли он стать самостоятельным?», «Что будет с ним, когда меня не станет?»

Думать о будущем, тревожиться о благополучии своего ребёнка – это нормально. Благодаря этому вы сможете сделать и дать больше. И первый шаг в этом направлении снова становится – принятие диагноза. Зная «врага в лицо», спланировать можно гораздо больше.

Начать раннюю коррекцию и заниматься регулярно, подобрать инклюзивное образовательное учреждение, изучить чужой опыт обучения в специализированных садах и школах, подобрать для ребёнка тьютора, обучить альтернативным средствам коммуникации, если нет речи, проработать нежелательное и неприемлемое поведение в обществе.

Простые, но важные шаги помогут создать твердую почву под ногами ребёнка, «оснастить» его теми инструментами, которые необходимы для самостоятельной независимой жизни.

Что такое коррекционная работа

Вы можете услышать рекомендацию врача «занимайтесь с дефектологом» или «вам нужен нейропсихолог». Но дело в том, что часто врачи не знают весь спектр коррекционных методик и их возможностей, потому что медицина и реабилитация обычно работают отдельно друг от друга. Поэтому, рекомендуя кого-то из специалистов, врач пытается решить только одну, наиболее выраженную проблему.

Важно понимать, что любое заболевание или поражение нервной системы проявляется комплексом нарушений. Поэтому коррекционная работа будет складываться из занятий с несколькими специалистами одновременно. Это могут быть АВА-инструктор, нейропсихолог, специалист сенсорной интеграции, инструктор АФК.

Также бывают ситуации, когда требуется поэтапный подход, то есть сначала нужно сформировать базу, чтобы начать работу над существующей проблемой.

Рассмотрим пример

Проблема : у ребёнка нет речи по возрасту.

Что выявили на диагностике : есть сложности работы артикуляционного аппарата, не сформированы предпосылки к речи (имитации, звукоподражания), нет учебного поведения (не выдерживает занятие за столом 30 минут).

Что нужно: для развития речи нужны занятия с логопедом-дефектологом, для работы с артикуляционным аппаратом – логомассаж. Но на данном этапе они не принесут результата, так как ребёнок бегает по кабинету, не отпускает маму и не умеет повторять за взрослым.

План работы : начать нужно с формирования мотивации и учебного поведения, ребёнок должен привыкнуть находиться на занятии и выполнять инструкции взрослого. Для этого в разных ситуациях могут подойти занятия АФК, сенсорной интеграцией или Floortime. Когда задачи первого этапа будут достигнуты, в рамках этих же дисциплин мы будем учить ребёнка имитации движений и уже после этого включим в работу логопеда для отработки звукоподражаний, логомассажа и дальнейшего развития речи.

Таким образом мы подготовим почву для усвоения ребёнком тех навыков, которые необходимы для достижения результата. Подобный последовательный и комплексный подход даёт качественный, устойчивый результат.

За время работы нашего центра мы накопили много вдохновляющих примеров, как детки с самыми разными диагнозами, достигали успехов, которые казались невозможными. Это истории о том, как после интенсивных занятий дети начинали разговаривать, шли в школу вместе со сверстниками, произносили первые «мама» и «папа», учились договариваться и обслуживать себя самостоятельно. И каждая из этих историй начиналась с того, как одна мама смогла переступить через свой страх, осуждения, через разбитые надежды, чтобы поставить ребёнка на тропу, ведущую в уверенное будущее.

Детский Нейрореабилитационный Центр «Импульс» - место для детей, к которым нужен особый подход.

Сочи, Курортный пр-т 108/6

Адлер, ул. Кирова, 121

Тел: 8 800 500 28 88

https://impuls-sochi.ru/

Комментариев еще нет

Войдите или зарегистрируйтесь , чтобы оставить комментарий.