"Ему ведь скоро 2 года, а он ничего, кроме «мама-папа» не говорит", - часто приходится слышать такие жалобы от знакомых мам. Что же делать?
Причины задержки речи
Причина 1. У каждого малыша свой темп развития
Часто родители, смотря на возрастные нормы, пугаются, что в нужное время не произошло то, что там написано. Смотрите на таблицу, но обратите внимание, что отставание возможно в пределах нескольких месяцев.
Нормы развития речи детей до 3-х лет
(по М.Ф. Фомичевой и Т.Б. Филичевой)
возраст |
звукопроизношение |
словарь |
Фразовая речь |
Грамматический строй |
3 месяца |
гуление |
|||
4-7,5 месяцев |
Лепет (согласные м-б в сочетании с гласными) |
|||
5-12,5 месяцев |
Согласные п-м-б-г-к и их мягкие варианты, гласные а-э. Социализированный лепет |
|||
15-20 месяцев |
Ударные гласные а-о-у-и, согласные п-м-б-г-к-д-т-н-л-с |
Названия лиц, предметов |
Отдельные аморфные слова в роли предложения (29 слов) |
нет |
20-24 месяца |
Согласные х-п-й-н-т-д |
Названия лиц, предметов, появляются глаголы |
Объединение 2-х аморфных слов в предложения (87 слов). Рост предложений до 3-4 слов. |
Несклоняемые существительные, неспрягаемые формы глаголов во 2-м лице ед. числа повелительного наклонения. |
2-3 года |
Согласные с-л-в-з-ч-щ-ш-ц-ж-ф Гласные ы |
500 слов |
Рост простого предложения. Появляются бессоюзные сложноподчиненные предложения, затем с союзами |
К 3-м годам освоен в основных чертах грамматический строй родного языка. Усваиваются служебные слова. Не усвоена категория рода |
Есть ли мотивация заговорить?
Часто потребности ребенка настолько активно удовлетворяются родителями, что ему и нет необходимости высказаться.
Стресс
Иногда задержка речи может быть связана со стрессом. Да, и у детей они бывают. Может, малыш чего-то испугался, а может, услышал громкую ссору родителей?
Не хочу! Надоело!
«Ну скажи "киса"!», - вы наверняка видели мам и бабушек, которые настолько навязчивы в своем желании разговорить ребенка, что ему это надоедает и вызывает неприязнь. Может, стоит отпустить ситуацию?
Физиологические причины задержки речи
Осложненные роды или беременность также могут стать одной из главных причин. В этом случае не обойтись без помощи специалиста невролога, логопеда или дефектолога.
Что же теперь со всем этим делать?
Что влияет на речевое развитие ребенка
-
Слуховое внимание
Чаще всего родители разговаривают с ребенком, развивая фонематический слух. Однако на развитие речи влияет формирование у ребенка музыкального и звуковысотного слуха.
Что делать?
- Включайте малышу небольшие отрывки детских классических произведений.
- Используйте в игре погремушки, колокольчики, бубенцы и другие музыкальные инструменты.
- Меняйте тон речи – побудьте немного актерами!
- Пойте для малыша.
Подробнее о музыкальном развитии малыша: Музыкальное развитие малыша в домашних условиях
-
Моторное развитие
Нейронные связи, участвующие в появлении речи, напрямую связаны со всеми видами развития моторики: крупной и мелкой, активизацией органов чувств (осязание, обаняние, зрение, слух, вкус).
Что делать?
- Включите в ежедневные игры с малышом комплекс упражнений: шаги, наклоны, махи руками. Обязательно в игровой форме (Давай походим, как слон. Как выгибает спинку кошечка?).
- Подключаем мелкую моторику. Известные игры в «Сороку», маленькие колючие шарики, игры и поделки с крупой и т.д.
- Активизируем артикуляцию: улыбки, кривляния, щелканье, моторчики губами – отличная гимнастика для мышц рта.
3. Эмоциональное и интеллектуальное развитие
И этот пункт совсем не про знание букв и частей света.
Что делать?
- путешествуйте с малышом. Даже соседний двор, в который вы заглядываете редко, может стать целым открытием. Что уж говорить про кардинальную смену локации: город-деревня, холод-тепло, парки- площадки у дома, походы в лес.
- чтение книг, рассматривание картинок.
- активная игра перевоплощение (в животных, например)
4. Общение.
Вы скажите: «Но ведь мы итак разговариваем с малышом». Но ведь и простое общение можно разнообразить.
- новые знакомства на детской площадке
- поход в гости – новые взрослые и дети.
Мы также обратились к эксперту: комментирует логопед Евгения Берчатова, @logoped.Zhe
«Ведущую роль в развитии речи ребенка до 3х лет осуществляют глаголы. Чем больше названий действий в речи, тем выше уровень развития его речи. Ориентируйтесь на доступные ребенку слова-действия: топ-топ (идет), кач-кач (качается), кап-кап (капает), ля-ля-ля (поет). Далее, когда ребенок уже освоил подобные слова, можно учить ребенка проговаривать сами глаголы (идет, качается и тд)».
Мы надеемся, что наши рекомендации помогут вашему малышу активно разговориться, а вам успокоиться и начать действовать!
Автор: Ирина Газизова @irina_vmuzike
Вам также понравятся статьи:
Как подружить ребенка с книгой: реальный опыт мам
Людмила Петрановская: Умный ребенок - это какой?
Комментариев еще нет
Войдите или зарегистрируйтесь , чтобы оставить комментарий.