А вдруг у вас растет Моцарт? Музыкальное развитие малыша в домашних условиях

О пользе и незаменимости музыкального развития вы уже наверняка читали очень много. Многие мамы хотели бы заниматься музыкой со своими малышами дома. Однако этот процесс часто ставит родителей в тупик: что делать и с чего начать?

В этой статье мы попробуем разобраться: какое развитие нужно малышам, кто может быть проводником в мир музыки и с помощью каких подручных средств это возможно.

Автор: музыкант и педагог Ирина Газизова

Следует признать, что музыка – действительно, довольно сложный вид искусства, который невозможно объяснить «на пальцах», но возможно прочувствовать. Ошибочно полагать, что музыку можно исключительно услышать через органы слуха. Ученые нейрофизиологи доказали, что восприятие музыки происходит с помощью всех отделов головного мозга, и задействованы в этом процессе движения тела, вибрации, зрительные рецепторы и даже обонятельные! Конечно, каждый человек в силу своей психологической индивидуальности прочувствует ту или иную музыку совершенно по-разному.

Что это дает нам, родителям? Огромное поле для творчества! Даже если вы считаете себя совершенно не музыкальным человеком с вашим малышом вы можете:

- слушать звуки ушками;

- нюхать инструменты и колонки носиками;

- двигать всеми возможными частями тела так, как захочется под определенный мотив;

- петь, кричать во всё горло или шептать на ушко звуки и мелодии – всё это приблизит вашего малыша к познанию мира.

А теперь запоминаем: развиваться музыкально мы будем в трех основных направлениях: слушание, воспроизведение и сочинение музыки.

Что будем слушать?

Для начало правило: чем меньше малыш, тем тише и непродолжительнее по времени будет звучание.

Вариантов для слушания очень много:

- мамин и папин голос – поём сами! Для малыша ваши «мурлыкания» – лучшая ария на свете. Вспоминайте из детства ваши любимые песни (например, из советских мультфильмов) или протяжные и плясовые русские народные («Ах, вы, сени, мои, сени», «Калинка»), а может, и современные песни – подойдет абсолютно всё!

-  включаем отрывок вашей любимой песни или классического произведения. (Например, «Детский альбом» П.И. Чайковского или детские песенки С.С. Железнова и Е.С. Железновой, под которые можно двигаться, подпевать и играть с предметами). Возможно даже, что малышу и вам повезет, и в соседнем парке случайно проходит концерт на открытом воздухе?

- для веселого слушания рекомендую игру, которую затевает мой супруг (в моё отсутствие) – «домашняя дискотека» с любимыми хитами. Дети в восторге повторяют за ним движения, поют, а малыш-годовасик обожает танцевать с колонкой в руках.

- Или ещё один вариант игры «где звук?».  Попробуйте понаблюдать за вашим малышом в тот момент, когда он слышит разные звуки и реагирует на них. Обязательно увидите широко открытые глаза, чуть приоткрытый ротик и неимоверную работу головного мозга. А теперь берите смело в руки стакан/чашку/кастрюлю/тазик/деревянную шкатулку и начинайте звучать. Не стучать, а именно звучать. То есть вслушиваться самим и заставлять слушать внимательно малыша. К примеру, мои дети очень любят слушать стук разных по размеру морских камешков друг о друга. При благоприятном развитии ситуации, на пляже может возникнуть целый камешковый оркестр.

На чем будем играть?

Элементарно! Теперь все предыдущие «звучалки» срочно переходят в разряд «стучалок». Малыш будет счастлив повторить за мамой барабанный бой, а маме остается только запечатлеть довольного кроху на видео и разослать бабушкам.

Только помним про важное правило двух! Дайте в каждую ручку малышу по палочке (карандашу). Этим вы увеличите эффективность развития мозга, а значит, улучшите координацию, мелкую моторику и результативность ваших занятий. Возьмите себе за правило иметь две погремушки, две палочки для металлофона, две барабанные палочки - по одной в каждую руку.

Для звучаний также подойдут элементарные духовые (даже игрушечные) инструменты: дудочки, флейты, свистелки, дуделки и т.д. Дело в том, что в возрасте от 0 до 3-х лет всякого рода выдувание очень полезно для работы мозга малыша.

А если нет совсем никаких музыкальных инструментов под рукой – сделайте их сами! Могу порекомендовать замечательный сборник «Тайны звука» П. Наварро и А. Хименесы. Эта книга не только научит вас прислушиваться к чему угодно, но и объяснит, с помощью чего возникают звуки.

Для примера: маракасы из пустых пластиковых "яиц" из киндер-сюрпризов (наполните их разными наполнителями: крупными бусинами, бисером, пшеном - они все будут звучать по-разному). Следите за тем, чтобы малыш не открыл маракас.

Или водный ксилофон: наполните стаканы разным количеством воды и тихонько стучите по краю - каждый стакан звучит по-своему!

Или свирель из соломинок для напитков, обрезанных наискосок и скреенных с помощью скотча.

Что будем сочинять?

Я бы назвала этот вид сочинения импровизацией. Возраст от 0 до 3-х лет  называется предметным обобщением и выполняет функции усвоения действий с предметами: «что с этим предметом можно сделать?». Поэтому можно предложить на выбор несколько различных «подручных» музыкальных инструментов и фантазировать. Смело берите металлофон, барабан, колокольчики различных размеров (но будьте осторожны с язычком, дети его часто ломают), шейкеры (в том числе домашние из «киндеров» и крупы), дудочки, клавесы, бубны и другие инструменты, которые имеются у вас дома. Можно придумать музыкальный спектакль с любимыми игрушками или озвучивать действия или поступки героев. Всё ограничивается только вашей фантазией.

И не забывайте самое главное в желании развивать вашего кроху – занимайтесь в удовольствие  и не заставляйте малыша «заниматься музыкой» - даже глядя на ваш энтузиазм он может не сразу отреагировать. Сделайте паузу, и обнаружите, что в тайне от вас он берет в ручки инструменты и весело осваивает их!

И конечно, если вы замечаете у своего малыша особый интерес к музыке, попробуйте обратиться к помощи профессионалов – детские развивающие центры, творческие кружки, дополнительные отделения музыкальных школ или частные репетиторы помогут определиться с инструментом и сделать музыкальное развитие ещё более творчески продуктивным!

Материалы по теме:

Музыкальное развитие дошкольников дома: улучшаем здоровье, развиваем мозг и решаем логопедические проблемы

Какая музыка нравится еще не родившимся детям?

Как подружить ребенка с книгой: реальный опыт мам

На форуме обсуждают:

Музыкальные школы Сочи

Комментариев еще нет

Войдите или зарегистрируйтесь , чтобы оставить комментарий.