Эксперт: Екатерина Беседина, коуч по семейному образованию, мама троих домашних детей: 7 класс, 3 класс и будущая первоклассница.
Все родители без исключения сейчас примерили на себя роль учителей и наставников. Мы находимся в этой роли временно и вынужденно, а Екатерина – постоянно и добровольно. Нам есть чему поучиться у нее!
Плюсы дистанционного обучения
Для большинства родителей сегодняшняя ситуация - это неприятный сюрпризик, они привыкли к схеме «сдал-забрал», как говорится, «я вам сдал тупого, вы мне верните умного», я не хочу ни во что вникать.
Я бы условно разделила всех родителей, оказавшихся в ситуации дистанционного образования, на 2 группы. Первая - для которых это страшный сон. Им нужно сейчас просто как-то пережить этот промежуток времени, не переубивать друг друга, не развестись, не нанести детям психологических травм.
Вторая группа – это те родители, которые уже задумывались о том, что школа их не устраивает. Которые понимали, что они не очень довольны системой. Которым не нравится, что в Сочи по 40 детей в классах или что в школу нужно ездить за тридевять земель. Для них это отличный вариант испробовать этот период как тестовый для перехода на альтернативные методы образования.
Школы сейчас худо-бедно настроили дистанционное обучение, используют какие-то площадки, проводят включения по скайпу, дают домашние задания и все прочее. Но родители сталкиваются с тем, что онлайн-площадки виснут, что дети не воспринимают информацию онлайн. У кого-то несколько детей и два родителя на удаленной работе, и иногда просто не хватает устройств на всех. Кто-то просто не может заставить ребенка сесть за компьютер.
Если семья столкнулась с такими трудностями, вы совсем не готовы в это погружаться и ребенок совсем отказывается учиться, вы имеете право сказать, что ребят, извините, мы не можем. Юридически ответственность не перенеслась на родителей, она остается на школе. Никаких санкций школа применить к таким родителям и детям не имеет права. Вы – не учителя, и для вас главное –это отношения в семье сохранить, и если все проходит с истериками, то зачем это надо?
Еще есть вариант для тех, кто задумывался об альтернативных методах обучения: можно сейчас написать заявление о переходе на семейную форму обучения, а в сентябре, если вам не понравится, вернуться обратно. Но в эту последнюю четверть использовать, чтобы подобрать удобный ресурс для ребенка, форму, которая ему удобна (аудио, видео, чтение, через руки и т.д.)
Наконец, любой родитель может использовать этот период, чтобы дать ребенку свободу изучать то. Что ему нравится. Прекрасная возможность прислушаться, узнать у ребенка, чего он хочет, и дать ему позаниматься именно этими предметами.
Или сесть и закрыть пробелы в каких-то знаниях – тоже великолепная возможность это сделать именно сейчас.
Как организовать дистанционное обучение
Мы прошли 1000 вариантов и выбрали самый приемлемый дл себя.
У меня изначально была цель научить детей самообразованию. У меня нет ни возможности, ни желания сидеть с детьми и заниматься с ними. На данный момент я занимаюсь с ними в неделю, может быть, полчаса. В последние недели чуть побольше, по полчаса в день занимаюсь с Лизой, так как она просит учить ее читать.
К вопросу мотивации. Не было такого, чтобы я сказала: Лиза, тебе исполнилось 6 лет, поэтому тебе пора учить буквы. Нет, так не работает, у ребенка сразу бы было отторжение.
Здесь обратная история. Лиза говорит: Мама, я хочу учить буквы. Мама: да нет, зачем это тебе. Лиза: Я хочу играть в «Квартет с вами, а я не умею читать» Мама: «Ну ладно, я подумаю». То есть я ее немного еще «помурыжила», потом мы еще какое-то время искали букварь, и теперь она реально с ним не расстается. Она просыпается, с букварем приходит ко мне: Мама, давай заниматься. У ребенка естественный интерес. А у нас принято: ребенок еще вопрос не задал, а мы ему уже отвечаем. Нужно отвечать на вопрос, когда ему реально интересно. Тогда ответьте или помогите найти ответ самостоятельно. Тогда у него отложится информация в голове.
Анжелика с Семеном занимаются по интернет-платформам. Анжелика - более системный человек: занимается по планам, решает тесты, она очень организованная.
У Семена темперамент совсем другой. Ему «приперло» физику изучить, я ему говорю: настрой на учи.ру задания по физике, и забыла про это. Через несколько дней на почту мне приходит отчет: Ваш ребенок заработал столько-то баллов по физике, это лучше, чем в среднем по 8 классу. Ребенку 9 лет. То есть ему интересно, и он находит информацию. Он реально ходячая энциклопедия. Через игры, книги, мультфильмы и фильмы легко все схватывает.
Единственное, что я прошу у детей: с утра встали, у нас занятия. Но я не ограничиваю обучение только книжками и тетрадками: собрать из Лего замок, поиграть в настольные игры – это тоже обучение.
Но родители детей, которые идут строго по программе, не имеют такой свободы…
Тут тоже есть пространство для маневра. Можно попробовать форматы Монтессори или Вальфдорфскую школу.
Ничего вы не теряете. Можно взять биологию, погрузиться на неделю, углубиться, вернуться в начало. Подключить кроме учебника фильмы и какие-то интересные материалы. Потом следующий предмет и т.д.
Попросить учителя прислать итоговый тест. А как вы к результатам к этому теста придете – это уже ваше дело. Варианты есть, было бы желание.
Как мотивировать ребенка на дистанционном обучении
Мотивация есть внутренняя и внешняя. Внутренняя выстраивается каким образом: я делаю что-то, у меня получается, я вижу результат, я опять хочу это делать. Это такая цепочка замкнутая, если в нее ребенка вогнать, создать условия, то внутренняя мотивация заработает.
Внешняя мотивация построена на школьных оценках, родители подогревают ее тем, что за оценки даются поощрения или наказания.
Есть семьи, где за двойки устраивают праздник. Двойка – это здорово, это практикуется частенько в западной педагогие. Ошибки – классная тема. Я читала статью одной русской мамы, которая перевела ребенка в европейскую школу, и там детям каждый день рассказывали истории о том, как какие-то ошибки ученых приводили к великим открытиям. Детям внушалось, что ошибки - это хорошо. Это вовсе не ошибки, а опыт. У детей воспитывается способность найти как можно больше решений одной задачи.
Как минимум не ругать за ошибки. За оценки тоже.
Как по мне, лучшая мотивация - сделать упор на то, что ребенку интересно. Но у нас принято по-другому: вот, надо русский подтянуть, вместо того, чтобы дать ему возможность заниматься любимой физикой (может, у вас растет гений физики).
Родительские ошибки на дистанционном обучении
Ошибки будут в любом случае, но воспринимайте их не как ошибки, а как опыт. Единственное напутствие, которое хочется дать родителям: помните, что этот период пройдет, школа закончится, а отношения с детьми останутся навсегда, на всю жизнь. И если стоит выбор наорать на ребенка из-за несданного задания или обнять его , то просто выбирайте второе. Всегда выбирайте любовь.
Вам всегда это удается или бывают моменты слабости?
И у меня бывают моменты срыва, особенно когда я не в ресурсе. Поэтому для мам совет – следить за своим ресурсом, потому что пословица «Мама счастлива – семья счастлива» – она работает. Если мама не успела полежать в ванной, и думает - ничего страшного, кофе хотела попить - ничего перебьюсь, и это все накопилось за день, и потом накопленное кому достанется? Тем же детям и достанется, ради которых она кофе не попила, в ванной не полежала и макияж не сделала. На них же в итоге и наорет.
В первую очередь, нужно помнить о себе, об энергии. Чтобы что-то отдавать, нужно сначала наполняться.
Вам обязательно будет интересно:
Домашние дети: возможна ли жизнь без детского сада?
Музыкальное воспитание малыша в домашних условиях
Комментариев еще нет
Войдите или зарегистрируйтесь , чтобы оставить комментарий.