Екатерина Беседина: “Дети на семейном обучении часто более социализированы, чем в школе”

Эксперт в сфере семейного образования, коуч, тьютор и психолог Екатерина Беседина 10 лет назад выбрала для своих детей семейную форму образования. Ее дети не знают, что такое обычная школа. Почему родители делают такой выбор и какие есть альтернативы государственным школам в Сочи, Екатерина рассказала в интервью Моремам.

Почему родителей все чаще не устраивает образование в обычной школе?

К альтернативным формам образования присматриваются и семьи, переехавшие за пределы Родины, но желающие сохранить за детьми возможность получения российского аттестата, и те, кто проживает на территории России, но по каким-то причинам не удовлетворены качеством образования в государственной школе.

Кому-то из детей не подходит темп обучения, кому-то — количество человек в классе, кому-то не нравятся те предметы, которые изучаются в программе госшколы. Многие родители хотят использовать альтернативные методики, которые не являются официальными. Также семейное образование часто выбирают дети, профессионально занимающиеся спортом, искусством, музыкой, уже выбравшие для себя профессию и желающие посвятить максимальное количество времени определенному направлению. В таких случаях школа мешает ребёнку развивать свои таланты.

Эта проблема наиболее остро стоит в Сочи или в целом по России?

В Сочи проблема обостряется переизбытком школьников и нехваткой мест в государственных образовательных учреждениях. В сочинских школах разрешено сажать до 50 детей в класс; некоторые школы переходят уже на три смены, но большинство из них работает в две смены, что удобно далеко не всем родителям. По этим причинам в Сочи очень популярны альтернативные формы, многие родители ищут способы дать качественное образование.

Какие варианты есть у родителей?

Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” предусматривает получение образования в одной из четырех форм: очная, заочная, очно-заочная и семейная.

Также допускается сочетание форм образования. То есть, например, ребенок может ходить в школу на один-два предмета, а остальные предметы изучать самостоятельно на семейной форме и принести в школу справку с оценками по этим предметам.

Важно, что ни одна из этих форм не является основной или приоритетной. Форму образования выбирают родители с учетом мнения ребенка. Главное, правильно всё оформить, чтобы не было проблем.

Почему вы сами с детьми перешли на семейное образование?

У меня трое детей, старшему из них 17 лет, и мои дети никогда не ходили в школу. Изначально, 10 лет назад, мы стали присматриваться к семейной форме образования, так как старшая дочь имела особенности развития. Мы понимали, что ей будет очень тяжело в школе, и имеет смысл рассмотреть какие-то альтернативные варианты.

Попробовав семейное обучение, через несколько лет мы увидели все преимущества такого формата и поняли, что младшие дети также не пойдут в государственную школу.

Какие плюсы вы видите лично для вас и детей?

Я считаю, что главное преимущество семейного образования — это возможность индивидуального образовательного маршрута, то есть того формата, темпа обучения, использования тех ресурсов, которые подходят конкретному ребенку.

Ежегодно через меня проходят тысячи семей, и я вижу, насколько все дети разные. А массовые школы подстроены под среднего ученика, и очень многим детям не подходит тот формат, в котором дается образование в государственной школе.

Ваши дети учатся дома самостоятельно или вы задействованы в обучении?

В первые годы семейного обучения моей главной целью являлось научить детей самообразованию: самостоятельно ставить цели, разрабатывать маршрут по достижению этих целей, находить ресурсы, которые будут максимально удобны и комфортны для ребенка.

Безусловно, сначала я помогаю своим детям выстроить образовательный процесс, но чем старше они становятся, тем больше самостоятельности у них появляется.

Не было мысли пойти в частную (семейную) школу?

Когда мы начинали свой путь семейного образования, я не нашла ни одной школы, которая полностью бы соответствовала моим ценностям и целям в образовании. Именно поэтому мы выбрали формат обучения дома.

Сейчас такие школы появляются, и за последние пять лет в Сочи появилось более 30 объединений. Это семейные классы альтернативные “школы”, клубы семейного образования. Все они очень разные и очень интересные, со многими мы дружим и общаемся. Но на данный момент я не вижу необходимости использовать такой ресурс для своих детей.

Более того, с младшей дочерью у нас был опыт посещение семейного класса, и этот формат нам не подошел. Там дочь столкнулась с буллингом, после чего долгое время проходила период “расшколивания”, что оказалось для нее большим стрессом.

Какие мифы об альтернативном обучении существуют у родителей? Имеют ли они почву под собой?

Самые главные страхи и мифы связаны с тем, что семейное образование требует очень много времени и денег от родителей. На самом деле, я скажу так: образование ребенка всегда стоит времени и денег независимо от его формы. Как в государственной школе можно учиться абсолютно бесплатно, а можно “вливать” в образование огромное количество денег на репетиторов, на дополнительные занятия, на какие-то экскурсии, специальную форму и прочее, так и на семейном образовании можно обучаться по бесплатным ресурсам, а можно тратить большие суммы на обучение.

Поэтому, выстраивая образовательный маршрут, важно отталкиваться от своих возможностей и желаний.

Еще один миф связан с социализацией. Многие люди, впервые слыша, что ребенок не ходит в школу, закатывают глаза и удивленно вопрошают: “А как же социализация? Он же не научится общаться!” На самом деле — открою вам секрет — дети, находящиеся на семейной форме образования, зачастую гораздо более социализированы, чем школьники. Это связано с тем, что у них больше времени на посещение разнообразных дополнительных занятий, на путешествия, на прогулки, и они получают гораздо более обширный опыт общения с людьми разного возраста, разного круга, разных профессий. А в этом и заключается социализация: это умение индивида интегрироваться в разные слои общества и подстраиваться под разные ситуации.

Социализация же, которая организуется в государственной школе, готовит только к армии или к тюрьме. Больше такой вид общества не встречается в реальной жизни нигде.

Проблемы есть не только в гос.школах. В частных школах нашего города тоже не все гладко, и есть много недовольств. Что бы вы посоветовали при принятии решения и выборе школы?

Да, действительно, в последнее время очень много жалоб у меня от моих клиентов на частные школы (не только нашего города, но и других городов). Частное образование растет, набирает обороты, и здесь дошло до жесткой конкуренции, из-за чего организаторы этих школ борются за клиентов. Главная ошибка, которую они допускают, — это попытка угодить всем. То есть они не прописывают четкую идеологию, не доносят до родителей свои ценности, взгляды, цели обучения, берут всех подряд. Из-за этого ожидания родителей часто не оправдываются. То есть родители отдают ребенка в частную школу с одними надеждами, а результат не видят, просто потому что не уточнили, что у организаторов этого образовательного учреждения совершенно другие цели и ценности. Например, родители хотят, чтобы ребенок был отличником по всем предметам, а у школы более мягкий подход с упором на психологический комфорт детей. Это, в основном, является главным камнем преткновения.

Главное, на что следует обращать внимание при выборе альтернативного образовательного учреждения, — это как раз-таки та идеология, с которой школа работает. Даже если сравнить три разные Монтессори-школы, каждая будет со своими особенностями и со своими нюансами, потому что школа отражает характер того человека, который ее основал. В основном это родители, которые делают эти школы для своих детей.

У меня есть список с обзором всех частных образовательных инициатив города Сочи. Если вам необходимо познакомиться со всеми альтернативными вариантами, можете написать мне в соцсетях или в телеграм , и я вам этот список пришлю.

С какими сложностями могут столкнуться родители при переходе на семейную форму или онлайн обучение?

Существует такой термин “расшколивание”, который обозначает процесс перехода и адаптации ребенка к новому формату обучения. Дело в том, что образовательная система в государственных учреждениях построена на внешней мотивации: дети учатся не потому, что им интересно, а ради оценок, ради одобрения родителей, коллектива или учителей. На семейной форме образования одна из главнейших ценностей родителей — это развить в ребенке внутреннюю мотивацию, пробудить интерес к самому процессу обучения. Этот переход, перестраивание ребенка, его внутренних процессов является самым сложным и зачастую болезненным. Но здесь просто нужно поверить в то, что рано или поздно он закончится. У кого-то этот процесс занимает неделю, у кого-то — год. Все очень индивидуально. Но если не давить на ребёнка, природа возьмёт своё, и познавательный инстинкт начнёт проявляться.

Уже наверняка есть дети, которые проучились весь школьный курс на семейном обучении. Есть такие кейсы? Как такие дети показали себя на аттестации и при поступлении в вуз?

К сожалению, у нас нет официальной статистики, которая бы отражала результаты детей на выпускных экзаменах или процент поступления в вузы в зависимости от формы получения образования. Но по моей личной статистике, дети, которые учились на семейной форме образования гораздо проще сдают ОГЭ, ЕГЭ, поступают и потом учатся в вузах. Потому что они привыкли к формату самообразования, они привыкли самостоятельно себя мотивировать, организовывать процессы, они не привыкли к тому, что кто-то над ними стоит и кто-то заставляет их учиться, поэтому эти процессы даются им легче.

Плюс при подготовке к государственной итоговой аттестации у таких детей обычно гораздо больше времени и сил на подготовку.

По моим наблюдениям, чаще дети, обучающиеся на семейном образовании, не прибегают к услугам репетиторов для подготовки к ГИА, тогда как 99,9% школьников готовятся не только в школе, но и с репетиторами.

Расскажите о поддержке, которую вы оказываете родителям в Сочи при переходе на СО?

Моя работа как эксперта в сфере семейного образования, коуча, тьютора, психолога заключается в том, чтобы подобрать для семьи максимально эффективный и комфортный формат образования, выстроить индивидуальный образовательный маршрут для ребенка. Я это осуществляю через индивидуальные консультации, групповую работу на курсах, также у меня есть большой выбор записей вебинаров на узкие темы. Я помогаю и выбрать форму образования, и наладить процесс семейного образования. Также сейчас занимаюсь подготовкой специалистов в этой востребованной области.

Забавный факт, что буквально на днях ко мне обратилась девушка, которой мой контакт дали в сочинской государственной школе со словами: “Ни в какую школу вашего ребенка не возьмут в конце года с такими оценками. Успокойтесь и позвоните Екатерине, она вам поможет”.

И да, я помогаю в разных трудных и конфликтных ситуациях со школами, управлением образования, органами опеки.

Были в вашей практике родители и дети, кто разочаровался в СО и вернулся в обычную школу?

Да, безусловно, такие истории тоже имеют место быть. Это как раз-таки те ситуации, когда родители просто убегают из школы как от какого-то зла и когда они не понимают, для чего они это делают.

В коучинге существуют различия между понятиями мотивация “от” и мотивация “к”. То есть когда мы уходим от чего-то плохого или когда мы идем к своим целям и мечтам.

Примеров использования первого формата было очень много во время пандемии и вынужденного перехода на “дистанционку”. Родителям не понравился этот формат, и они стали сбегать в частные онлайн-школы. Они уходили не потому, что разделяли ценности этих школ, а чтобы избежать кошмара, с которым они столкнулись в государственных школах. И большинство из этих семей, я думаю, вернулись за школьную парту, когда закончилась “дистанционка”, с ужасом вспоминая этот период.

Своих клиентов, которые приходят ко мне на консультации и на курсы, я учу делать осознанный выбор. Я никого не агитирую за семейную форму образования как за единственную верную. Я говорю о том, что нужно принимать решение осознанно и взвешенно, нужно понимать, подойдет ли такой формат конкретно вашей семье и конкретно вашему ребенку. Для этого есть определенные техники и методики, которые позволяют принять верное решение. И в таком случае вариантов возвращения практически не бывает.

Комментариев еще нет

Войдите или зарегистрируйтесь , чтобы оставить комментарий.