Музыкальное развитие дошкольников дома: улучшаем здоровье, развиваем мозг и решаем логопедические проблемы

Наша статья-шпаргалка поможет родителям в развитии творческого начала у ребенка, убережет от сложностей, познакомит с основными видами музыкальной деятельности и подскажет варианты домашнего музыкального развития.

В прошлой статье мы рассказывали о домашнем музыкальном развитии малышей до 3-ех лет: читайте здесь . Сегодня речь пойдет о развитии ребят с 3 до 7 лет.

Для дошкольного возраста основным видом деятельности ребенка является игра. Все занятия, которые вы хотите проводить с ребенком, желательно выстраивать в игровой форме, т.е. будто бы это вовсе и не занятия, а увлекательная игра. Именно в этом возрасте будет закладываться основы волевых действий, произвольности, внимания для дальнейшего овладения обучением в широком понимании этого слова. Поэтому важно поддерживать любые формы любознательности ребенка, но и стараться придерживаться важных правил:

Правила поведения родителей с детьми 5-7 лет

Правило №1: Любые занятия должны быть в игровой форме! Не стоит усаживать ребенка за «уроки», это может оказать негативные последствия для будущего формирования мотивации к обучению, поскольку только к 7-ми годам у ребенка начнут формироваться психические и физические функции для обучения.

Правило №2: Хвалим! Не скупитесь на похвалу (в виде улыбки, доброго слова, а в некоторых случаях и материального подкрепления), поскольку в этом возрасте дети чрезвычайно  обидчивы, и безразличие родителей может надолго «отбить» желание заниматься каким-либо делом.

Виды музыкальной деятельности

Благотворное влияние пения на здоровье

В этом возрасте многие дети уже хорошо говорят, выговаривая основные звуки. Даже для тех, у кого возникают какие-либо сложности (например, легкая форма заикания), можно порекомендовать воспользоваться волшебной силой музыки! Вот наш рецепт. Возьмем любимые ребенком песни (из мультфильмов, фильмов, «Детского радио», из поющих игрушек), распечатываем текст и читаем вместе, четко уяснив смысл и обсуждая новые сложные слова, повторяя их несколько раз. А затем, начинаем петь. Во время пения сглаживаются акценты, произносимые в обычной речи, и ребенок может спокойно, «перетекая», воспроизводить сложные словосочетания песни. При регулярных занятиях пением заикание и некоторые проблемы с артикуляцией могут совсем исчезнуть.

Вы, возможно, удивитесь, но петь полезно для профилактики простудных заболеваний, поскольку происходит «зарядка» для дыхательной системы организма. Недаром многие врачи советуют деткам с частыми бронхитами и бронхиальными астмами посещать хоровые занятия. Кроме этого, во время пения происходит «прокачка» сердечной мышцы, а также самомассаж внутренних органов. Во время пения обертоны резонируют с костями черепа и с головным мозгом, отвечающим за иммунную систему. Благодаря этому стимулируется иммунитет, и поющий ребенок значительно меньше простужается.

Как, когда и где петь?

Едете в машине, стоите в пробке – пойте вместе с ребенком. Не оценивайте вокальные и слуховые данные свои и своего малыша, ваша задача, как родителя, привить любовь к пению, для того, чтобы получать удовольствие от процесса. Возможно, у вашего малыша есть любимая песня? Выучите её вместе, пойте в караоке дома, во время семейных праздников – ведь это давняя русская традиция, избавлявшая наших предков от всех недугов. Помните, что во время пения вырабатываются эндорфины – гормоны радости, удовольствия и счастья.

Сочиняем

В этом возрасте  многие дети сочиняют песни, возможно, не совсем привычные для взрослого восприятия. Я бы посоветовала всячески поддерживать данное начинание. Это и развитие речи, ритма, интонирования, и, наконец, фантазии, так необходимой в наше время. Можно попробовать записать тексты или заснять на видео, чтобы сохранить творческие порывы вашего ребенка.

Слушаем музыку – развиваем креатив!

Дошкольное детство – очень благоприятное время для слушания разнообразных видов музыки: классической, джаза, народной, популярной.  Положительные эмоциональные переживания при звучании приятных мелодий усиливают внимание, активизирует эмоциональную центральную нервную систему и стимулирует интеллектуальную деятельность. Прослушайте небольшой отрывок произведения, обсудите с ребенком что он услышал, нарисуйте картинку к этому отрывку. Но помните, что в музыке не существует правильных и неправильных ответов – восприятие ваше и ребенка может кардинально отличаться – это и будет креатив!

Можете попробовать посещать серьезные концерты, но будьте готовы действовать ненасильственным способом. Если ребенок заскучает, можно предложить ему легкий перекус, видео ряд (например, фото в телефоне), но если и это не помогает, лучше всего выйти с концерта, пусть даже вы прослушали всего 5 минут музыки. Поверьте, даже сама обстановка, зрители вокруг, сидящие на сцене музыканты останутся ярким впечатлением для ребенка, и в следующий раз он уже сможет посидеть 10 минут, а затем, и первое отделение. Будьте терпеливы в этом отношении. Многое здесь зависит от позитивного первого опыта.

Играем на музыкальных инструментах – активизируем мозг!

В дошкольном возрасте дети активно интересуются различными видами музыкальных инструментов. В предыдущей статье о музыкальном развитии малышей уже упоминалось, что наиболее благоприятными с точки зрения нейропсихологического развития для 3-х леток будут духовые инструменты (дудочки, флейты, свистульки). Для 5–ти летнего возраста особенно благоприятны струнные инструменты (гитара, укулеле, домра, балалайка, банджо, гусли и т.д.).  Координация, мелкая моторика, активизация нервных окончаний пальцев – всё это благоприятно воздействует на мозг и левое полушарие, активное в этом возрасте.

Если ребенку очень нравится какой-либо инструмент, то можно приобрести его. Следует обязательно обговорить, что нужно бережно относиться к нему. Первые занятия – знакомство с возможностями, дайте вволю наиграться ребенку. Следующим этапом может быть подбор по слуху самых простых мелодий, с которыми ребенок знаком: «Во поле береза стояла», «Василек» и т.д. Если же ребенок настолько увлечен, что желает продолжать заниматься, то можно обратиться к профессионалам – музыкантам.

Пойте, играйте, танцуйте, сочиняйте сами и вместе с вашими детьми!

Автор: Ирина Газизова, музыкант и педагог

Вам обязательно будет интересно:
Все при деле: поделки с детьми и рукоделие для мамы

Какая музыка нравится еще не родившимся детям?

Валентина Паевская: развитие ребенка от рождения до 12 лет. Игрушки, секции, спорт

Как подружить ребенка с книгой: реальный опыт мам

На форуме обсуждают:

Музыкальные школы Сочи

Комментариев еще нет

Войдите или зарегистрируйтесь , чтобы оставить комментарий.