Ликбез по безопасности ребенка. Защита от похитителя

Каждый день в России пропадает около 30 детей. Вы знали, что большинство похищений происходит в светлое время суток? О том, как научить ребенка правилам поведения, когда вас нет рядом, рассказывает  Юлия Савчук, руководитель школы детской безопасности в Сочи «Стоп Угроза».

безопасность ребенка
Правило первое. В любой непонятной ситуации кричи

В любой ситуации, когда незнакомый человек подходит к ребенку и пытается с ним заговорить или потрогать, его реакция должна быть быстрой и громкой. Даже в моменты, когда вы отвернулись, чтобы что-нибудь купить, вы не контролируете ситуацию.

Ваш ребенок должен быть невоспитанным и плохим в ситуациях, если незнакомец его схватил или пытается увести. Кусаться, пинаться, драться, кричать и убегать в людное место.

Но что может мешать ребенку вырваться и убежать?

Даже когда жертва уже понимает, что никаких белочек ей не покажут, она не пытается убежать. На разумный вопрос родителей «почему?» дети невнятно отвечали, что им было стыдно закричать или позвать на помощь.

Инструкция «кричи, если ты в опасности» для ребенка обычно остается пустым звуком. У него возникает миллион вопросов: что кричать? как громко? а если никто не услышит? а если услышит, но не поможет? Одно из возможных решений — отработка «звонких криков» («Помогите!», «Я его не знаю!», «Отойди!») в лесистых или парковых зонах. Цель такой тренировки — убрать феномен детской застенчивости.

Кроме стеснения, ребенок обычно боится показаться незнакомцу глупым. В голове маленького человека ситуация выглядит примерно так: «А если он не хочет сделать мне ничего плохого, а я буду кричать, то стану выглядеть дураком, и все начнут смеяться надо мной».

Дополнительным сдерживающим фактором является и непререкаемый авторитет любого взрослого , который растет из наших любимых фраз: «взрослые умнее!», «молчи, когда взрослые разговаривают!», «это для взрослых, а не для детей!» и так далее.

Итак, первое, что может и должен сделать родитель: отработать крики о помощи с ребенком в каком-то безлюдном месте, чтобы не привлекать внимание. Фраза должна быть такая: «Вызовите полицию, я не знаю этого человека!»

На тренингах «Стоп Угроза», в компании с другими ребятами и опытным педагогом дети отрабатывают все уловки похитителей и на практике учатся, как правильно реагировать на разные ситуации, а главное, учатся не бояться закричать.

Правило второе. Преступник – не обязательно мужчина в маске и с ножом

Предлагаю вам спросить у своих детей, как выглядит преступник, похититель, вор?

80% детей дошкольного и младшего школьного возраста ответят примерно так:

  1. Это мужчина
  2. У него страшное/злое лицо
  3. Он одет в черную или полосатую одежду
  4. У него в руках пистолет или нож
  5. Он говорит страшным голосом
  6. У него на лице маска

Эти образы навязаны нам еще с детства средствами массовой информации, в кино, мультфильмах, книжках. Согласитесь нам и самим трудно поверить, что милая дама, приветливо улыбающаяся детям, может быть опасна. Или славный дедушка по соседству окажется похитителем или преступником. И часто мы говорим: «Поздоровайся с тетей», «Невежливо не отвечать, когда тебя дядя спрашивает», «Ну что ты молчишь, скажи дяде, как тебя зовут». А дети, почему то, противятся, не хотят разговаривать, вредничают. Потому что они их НЕ ЗНАЮТ . И это ключевое слово.

Поэтому наша миссия, как наставников, и ваша, как родителей, объяснить детям, что преступником может оказаться любой, абсолютно любой человек. И что разговаривать с любым незнакомым человеком запрещено. Пусть это будет закон, непреклонный и непреступный.

Правило третье. Взрослый никогда не обратится за помощью к ребенку

Все мои ученики знают это правило. Ребенок не сможет помочь взрослому лучше, чем другой взрослый. И, если человек обращается с какой-либо просьбой к ребенку, уже нужно насторожиться.

Ребенок должен быть готов, что преступник будет просить «помощи» – от банального «помоги найти в кустах котенка», до изощренного «там на дороге мальчик под машину попал».

Если мы хотим, чтобы в детях были воспитаны доброта и отзывчивость, лучше учить их следующим образом: «Если просят помощи – иди к другим людям и говори, что тому человеку нужна помощь…» То есть помоги – но не сам, а обратившись к знакомому тебе взрослому.

Правило четвертое. Безопасность важнее вежливости

Очень часто в работе я сталкиваюсь со страхом родителей, что после всех рассказов и тренингов про похитителей, злоумышленников, преступников, ребенок перестанет быть отзывчивым, не будет никому доверять, помогать и вообще будет бояться чужих людей.

Первое, что хочется отметить, - на своих тренингах я ни в коем случаем не запугиваю детей и не внушаю им, что все вокруг злые и хотят сделать что-нибудь плохое. Наоборот, я всегда говорю деткам, что в мире добрых людей намного больше, чем плохих. Но в то же время преступники тоже есть. И дети должны это знать и распознать при случае.

Почему домашние разговоры о безопасности зачастую не работают?

Родитель сможет научить ребенка как правильно вести себя в кризисных ситуациях, если он сам – пожарный, полицейский или спасатель. Можно научить музыке, если мама-музыкант, физике, если папа - физик. Но если мама - музыкант, папа-физик, а научить нужно поведению в опасных ситуациях, для этого нужен специалист.
Зачастую ведь родители и сами не знают всех аспектов безопасного поведения. Или не умеют правильно преподнести эту информацию, заинтересовать ребенка, а не превратить беседу в очередное нравоучение и занудство.
Поэтому на помощь родителям приходят специально обученные люди, которые могут заинтересовать темой безопасности, поиграть в игру, помочь ребенку самому докопаться до правильного ответа, отработать все элементы безопасного поведения.
А еще лучше, когда родители и специалисты работают сообща. Когда родители тоже учатся вместе с детьми, а потом обсуждают полученные знания.  Когда между родителями и детьми налажен конструктивный диалог и доверительные отношения.

Родителям, которые заботятся о безопасности своих детей, наша школа @stopugroza_sochi помогает научить детей:

  1. Правильно реагировать на любого постороннего человека, а значит, дети смогут сразу распознают злоумышленника.
  2. Понять, что делать, если с ними заговорит посторонний или попытается их увести, и смогут использовать все методы при возникновении опасной ситуации.
  3. Избавиться от стереотипного образа преступника, а значит понять, что в реальной жизни похититель будет совсем не подозрительным.
  4. Узнать, куда бежать в случае опасности и к кому обращаться, а значит найти безопасное место до приезда помощи.

И главное правило: все вышеперечисленное нужно ОТРАБАТЫВАТЬ НА ПРАКТИКЕ в смоделированных ситуациях.

Комментариев еще нет

Войдите или зарегистрируйтесь , чтобы оставить комментарий.