Людмила Петрановская: возрастные кризисы у детей

Самое важное из лекции психолога Людмилы Петрановской о детских кризисах.

Суть каждого детского кризиса – получение с каждым разом все большей автономии от родителей. И завершение всех кризисов – это полная автономия от семьи (наступает примерно к 18-ти годам).

Детские кризисы – это неотъемлемая часть взросления человека. Если мы хотим, чтобы наш ребенок стал взрослым, мы должны помочь ему пережить все кризисы, а не противиться им и не пытаться оградить от них детей.

1 кризис – рождение

Резкий скачок автономии от мамы, самый мощный кризис за всю жизнь человека. Как говорит Петрановская: «Если уж ребенок пережил кризис рождения, научился сам дышать и есть, то все остальное для него - ерунда».

2 кризис – 9 месяцев

Ребенок начинает самостоятельно перемещаться. Обычно этот кризис не доставляет проблем.

3 кризис – 3-ех лет

Один из самых бурных кризисов. Формируется сознание «Я – это я». Кризис проявляется в том, что устойчивость в желаниях и требованиях у ребенка уже есть, а механизмов саморегуляции еще нет: он не может ждать, терпеть и т.д. Таким образом, если трехлетка что-то хочет и не получает, его полностью заполняет эмоция (злость, гнев) и начинается истерика. Ребенок ничего не может поделать со своими желаниями, и это очень тяжелый период для самого ребенка.

Как предотвратить истерику трехлетки

Это можно сделать только на этапе «разбега», так как потом будет поздно. В период перед главным «концертом» вы можете его обнять, отвлечь, покормить и т.д.

Но если истерика уже началась, то единственное, что вы можете сделать, - это «поработать» с собой, поуговаривать себя: «Это истерика трехлетки, она не смертельна, она пройдет».  Экономьте силы на то, чтобы после истерики пожалеть ребенка и поговорить с ним. Ему ведь самому непросто.

Есть еще один метод - напугать ребенка, чтобы новый стресс «перебил» предыдущий стресс. Но к этому методу нежелательно прибегать часто, так как можно спровоцировать другие проблемы. Он лишь для крайних случаев, когда нужно экстренно успокоить ребенка.

Помните: он делает это НЕ НАЗЛО. Он просто не может, не умеет пока по-другому.

Что не нужно делать во время истерики:

  1. Уговаривать (это не поможет).
  2. Призывать к совести: «Хорошие мальчики не плачут». Это можно сделать только «для показухи», если вы находитесь на людях.
  3. Ругать, кричать и бить. Ему и так плохо, а вы еще усугубляете его стресс. Это все равно что в тлеющий пожар плеснуть керосину.

Более того, такие ваши реакции приведут к так называемому эмпатическому провалу между вами и ребенком. Эмпатический провал – когда близкий человек, на которого ребенок рассчитывает, делает не то, что он от него ожидает в трудной ситуации. На взрослом примере: когда вы в истерике, а вам кто-то близкий говорит: «Успокойся». Вы это совершенно закономерно расцениваете как «Мне плевать».

Лучшее, что можно сделать после истерики: ПРОГОВОРИТЬ эмоции, которые только что испытал ребенок. «Тебе было грустно, ты рассердился. Но сейчас уже все хорошо». Это начало формирования эмоционального интеллекта.

Задачи кризиса 3-ех лет (а следовательно, и истерик)

  1. Научиться смиряться с тем, что не все желания исполняются.
  2. Осознавать, что от того, что он не получит желаемое, мир не рухнет (в момент истерики ему кажется именно так).

4 кризис – 7 лет

Это не ярко выраженный кризис, но с точки зрения созревания психики это грандиозный рывок. В этом возрасте у ребенка начинают развиваться навыки, которые до этого не могут быть развиты по определению:

  1. Принятие решений
  2. Планирование
  3. Управление своим поведением

Отлично прокачивает ребенка и готовят его к школе ролевые игры. К сожалению, сейчас их очень мало присутствует в жизни детей. Именно в ролевой игре он учится присваивать предметам роли, договариваться с другими участниками игры, брать на себя ответственность за ту или иную роль.

Кризис подросткового возраста

В этот кризис человек становится самостоятельным.

Признаки кризиса: формируется критическое мышление (не воспринимает слова взрослых).

Послушный подросток – удобный подросток, но незрелый. Покладистость подростка должна насторажить вас.

Самоидентификация – главное в этом кризисе. Подросток хочет говорить только о себе. И его главная проблема в том, что ему не с кем поговорить о себе. Родители, как правило, говорят с ним лишь о том, что ему нужно делать.

Роль родителя во время любого кризиса – не жертвы и не цербера, а тренера. Ребенок должен потренироваться на родителях и прокачать свои навыки, чтобы взрослеть дальше.

Вам будет интересно:

Возрастные кризисы по версии Валентины Паевской

Людмила Петрановская: умный ребенок - это какой?

Комментариев еще нет

Войдите или зарегистрируйтесь , чтобы оставить комментарий.