Развивашки для детей без вреда для здоровья и отношений

Развитие ребенка: в каком объеме и форме оно должно происходить? Как развивать в кризис? Как определить, к чему у ребенка талант? На многочисленные вопросы мам отвечает Эльвира Моисеева @elviramoiseeva , семейный психолог, мама двоих детей.

Развитие ребенка

Беседует: Ирина Газизова

Эльвира, давайте начнем с текущей ситуации: сейчас мы все оказались дома. Как быть родителям? Должны ли сейчас все силы бросить на развитие и в каком объеме его давать?

Важно заниматься с детьми, чтобы он не был предоставлен сам себе весь день (хотя и такие дни тоже должны присутствовать). Но не нужно это делать из позиции, что мы ДОЛЖНЫ развивать – это прямой путь к неврозу мамы и ребенка.

Ожидать от себя многого, что в этот период мы поиграем во все игры,  сделаем все раскраски и аппликации, а потом еще и английским позанимаемся, - точно не нужно. Сколько можем, столько и делаем. Сейчас так много предложений: онлайн-лепка, онлайн-рисование, онлайн-английский. Многие открыли бесплатный доступ к курсам. Ко всем этим штукам я предлагаю относиться как к возможностям, а не как к обязательствам. Дети свое развитие получат в любом случае, лепим мы с ними или обнимаемся.

Я придерживаюсь такого правила: ровно столько, насколько есть у мамы ресурс (желание, силы, время), столько и занимаемся.

Это неплохая отговорка для ленивых мам, - получается, можно вообще не заниматься с детьми ничем.

Конечно, вы все равно общаетесь с ребенком и что-то вместе с ним делаете. Для того, чтобы поддерживать мамин ресурс, важно делать с ребенком то, что нравится именно вам. Нравятся вам аппликации – делайте их. Кто-то любит конструктор – собирайте  конструктор, это ничуть не хуже. То есть важно, чтобы это было не из долженствования (а оно возникает из чувства вины, тревоги), а чтобы маме это доставляло удовольствие.

Развитие ребенок не должно быть со страданиями, с усилиями, не должно быть работой для мамы.

Если ребенок просит вас поиграть в кукол по ролям, а вам это не нравится (как, например, мне),  это не значит, что вы должны постоянно отказывать ребенку – найдите что-то, что вам в это деятельности понравится. Скажите, что будете работать в ателье и шить платья.

Есть такая формула в игре с детьми: похвала +отражение. Что это значит?

В игре больше активность у ребенка, а мама включена меньше. Мама спрашивает: что мне делать, какую игрушку взять? У мамы активности мало, и ее задача отражать, что делает ребенок. Мама – хорошее доброе зеркало. В такой игре должна присутствовать похвала: как здорово ты придумал и т.д.

С какого возраста нужно задумываться над дополнительным развитием?

Любые развивашки у дошкольников – это игра. Даже если вам кажется, что он балуется, но он играет и развивается.

Часто мамам кажется:  ну что там они играют – это несерьезно. Для них занятие - когда дети сидят за партой и что-то записывают в тетради. Это не так.

У меня есть абсолютно разный опыт с моими детьми. Сыну сейчас 12, и когда я его родила,  я с ним прожила идею «После 3-ех уже поздно». Я начала с ним заниматься английским до 2 лет, уроки шли полностью в игровой форме.

На тот период он отличался от сверстников: много слов знал по-английски, на слух что-то понимал, но пошел в школу,  и все выровнялось с одноклассниками. С английским, конечно, проблем нет, но с другой стороны, у него и с другими предметами проблем нет!

С дочкой (ей 6) не занимаюсь вообще ничем, мы с ней много обнимаемся. Танцуем, поем песенки, но она тоже зачитала, она очень развита – не менее, чем ее брат.

Если ребенок чувствует себя в семье комфортно, если ему спокойно, хорошо, предсказуемо, его не обижают, развитие будет происходить само по себе, даже если вы его будете сдерживать (допустим такую утопичную ситуацию).

Как сделать так, чтобы не вышло, что пытаешься реализовать себя через ребенка?

Если вы развиваете из желания «Мне не дали - ты сходи», то эта история не очень хорошая.  Это не про ребенка, а про родителя. Тогда ребенок воспринимается не как отдельная личность, а как продолжение мамы, как средство для доделывания того, что  она не доделала.

Ребенок не обязан хотеть то, что хотите вы. Есть риск не заметить реального ребенка с его потребностями и талантами.

Как правильно выбрать развивашку, увидеть стремление и талант ребенка?

Тут по-разному. У кого-то дети сами говорят или демонстрируют явную тягу к чему-то, а кому-то приходится выбирать методом перебора.

Если родители принимают решение за ребенка, то посмотреть, есть ли у ребенка к этому стремление. Если видите, что ребенок ходит с удовольствием и у него получается, то это главный признак. Тогда вам стоит прикладывать лишь небольшие усилия между тренировками (если речь идет о спорте), когда ребенку не хочется идти на занятия, корректно напомнить ему, что ему это нравится. Но не заставлять.

Бывает ребенок по типу нервной системы спокойный, медлительный, а его отдают в командный спорт, где нужно быстрые реакции выдавать. Родители делают это из благих побуждений, чтобы ребенку подтянуть слабые стороны, растормошить его, а у него стресс. Поэтому отталкивайтесь от ребенка, его темперамента, типа нервной системы.

Как не перегрузить ребенка?

У одной моей клиентки была тревога из-за того, что ребенок ничего не хочет. Ему было 5 лет. Возраст этот, кстати, снижается. Раньше с такими запросами приходили в 13-14 лет.

Итак, вы проводим с ней беседу, и оказывается, что после садика ребенок делает домашнее задание, ходит на шахматы и какой-то спорт. «И все!» - говорит мама. Мне даже сказать было нечего. В ее представлении, этого было мало. Оказалось, ребенок любит лего, а шахматы не любит. А она сделала вывод, что он не хочет шахматы, значит, он ничего не хочет. Услышьте потребности ребенка!

Когда мамы начинают рано водить везде, то как правило, это происходит из тревоги не успеть, пропустить чего-то, недодать. И дают слишком много.

Но помните, что любое развитие идет из точки покоя. Если ребенок перегружен, его дергают туда-сюда, ничего хорошего не выйдет.

готовим и развиваемся

Если сравнить маму, которая после тяжелого дня тащит ребенка на развивашки, и маму, которая после работы полчаса полежала на диване, а потом пошла на кухню и ребенок рядом сидит тесто месит – ребенок во втором случае получит развитие больше .

Стоит ли развивать дополнительно малыша до 3 лет  при наличии садика?

Мое мнение – это лишнее. Водят на кружки, когда нет садика, с целью социализации. Это нам кажется, что в садике дети отдыхают. На самом деле, они очень устают в детском саду. Там системы, границы, правила определенные. Это напряжение для ребенка. Ему гораздо полезнее вечером пообниматься с мамой, что-то поделать дома в кругу семьи. Это важно, формируется привязанность.

Раз уж мы сегодня говорим о развивашках – то что же о маме? Когда ей заниматься своим развитием?

Для взрослых сейчас тоже столько  марафонов, скидки на вебинары, онлайн-трансляции спектаклей и т.д., и  многие чувствуют вину, что есть возможность,  я не делаю.

Но нужно понимать: что у взрослых, что у детей, первичная потребность – в безопасности. У большинства взрослых сейчас есть тревога, ощущения безопасности нет. Сейчас задача не развиваться, а успокоиться. Расслабиться, время переждать. Делать то, на что есть ресурсы и желание, и не более того. Развитие возможно только из точки покоя и безопасности.

Статьи по теме:

Как помочь ребенку найти «свой» вид спорта?

Музыкальное развитие дошкольников дома: улучшаем здоровье...

Людмила Петрановская: умный ребенок – это какой?

Комментарии (1)

Алла111

Мы посещаем вот эту стоматологию astimed.ru.

Ребенок просто в восторге от тети врача!

ответить
Войдите или зарегистрируйтесь , чтобы оставить комментарий.