5-7 лет – самый интересный возраст. Это ваш последний шанс наобщаться с ребенком, ведь он уходит в активное взросление и теряет детскую непосредственность. В то же время это самый ответственный момент для родителей: нужно в ускоренном режиме учить ребенка навыкам самостоятельной жизни, исправлять ошибки воспитания и развития и прорабатывать те моменты, которые не были проработаны.
Основные черты возраста 5-7 лет
Напоминаем, что в 5 лет развивается доля головного мозга, отвечающая за пространство и время. Сначала покупаются электронные часы, ближе к школе – часы со стрелками. Ребенок должен научиться чувствовать время, чтобы научиться планировать. Постоянно напоминайте ему о времени, спрашивайте, который час, сколько идет мультик, во сколько у тебя занятие и т.д. Уже через месяц ребенок начнет понимать время. В помощь для понимания времени: пособие "Учимся определять время. Час и полчаса" Тору Кумон.
В этом возрасте формируется поверхностная установка на жизнь. Ребенок все принимает буквально, и нужно быть осторожным в «навешивании ярлыков». Если говорить ребенку в этом возрасте «вечно у тебя все падает» или «вечно у тебя палки кривые», то в осознанном возрасте он принципиально не будет делать по-другому. Ребенок теряет веру в себя, мотивацию что-либо делать. Здесь важное значение имеет похвала. Необходимо следить за языком, не указывать грубо на ошибки.
Возраст 5 лет – это возраст почемучек. Самая большая ошибка - отвечать на вопросы фразами «Я не знаю» или «Расскажу потом». В доме должны быть энциклопедии на разные темы, и на каждое «Почему?» нужно искать ответ в книжке, иначе познавательная сфера будет разрушена и он ничего не захочет узнавать.
Обман у детей
Необходимо объяснить ребенку, кому и что можно и нужно говорить. Нарисуйте 3 круга и объясните.
1 круг. Мама и папа. Можно и нужно говорить все. Люди, которых никогда нельзя обманывать. Если обманешь – тебя ждет наказание (каждый родитель определяет его сам и озвучивает).
2 круг. Родственники: бабушка, тетя, а также друзья и т.д. Можно говорить не все (если бабушка задает вопросы тайком от родителей – рассказывать необязательно). Какие-то моменты можно рассказывать с разрешения мамы с папой. В этом кругу находятся люди, которым можно знать не все, и это не считается обманом.
3 круг. Воспитатели, педагоги, знакомые и т.д. Это чужие люди, которым нельзя рассказывать личное: что происходит в семье, сколько денег зарабатывают родители.
Задача педагога в детских садах: пресекать, если ребенок начинает рассказывать о семейной жизни. К сожалению, сейчас происходит наоборот: воспитатели проявляют интерес.
Дети начинают обманывать, если думают, что родители обманывают. Ребенок считает враньем родителей даже несдержанные обещания по объективным причинам (не пошли в кино из-за болезни мамы). Поэтому нужно быть осторожным в обещаниях.
Воровство у детей
По мнению Валентины Паевской, воровством считается даже обмен между детьми, а также подарки без присмотра и разрешения взрослых. Часто родители не отдают себе отчет в том, что дети воруют, не придают значения мелким игрушкам из Киндер-сюрприза, найденным в карманах детей. У мамы срабатывают защитные механизмы, она не хочет разбираться.
Если вы сомневаетесь, ваша это игрушка или нет, нужно задать вопрос: Откуда это у тебя? Если вы получаете ответ: «Мне Петя дал поиграть», «Мы поменялись» или «Мне Петя подарил» – это уже воровство. Мама пропускает это мимо своих ушей, хотя нужно уже обозначить проблему. Говорить, что чужое брать нельзя, что взрослых за это наказывают, сажают в тюрьму.
Чтобы выйти из ситуации, необходимо сказать: «Это чужая игрушка, ты ее завтра вернешь и извинишься». Для ребенка 5 лет извиниться довольно сложно. Но именно это яркое эмоциональное переживание приведет к тому, что это раз и навсегда отобьет охоту брать чужое.
Важное правило: мелочь и вообще деньги не должны валяться по дому. Дети привыкают к этому, и когда наступает возраст, когда ребенку нужны деньги, он их может просто взять.
Обязательно говорите: это мой шкаф, это мой ящик, его открывать нельзя. Делайте замечания, если ваши вещи ребенок берет без спроса. Определяйте границы дозволенного.
Границы «свое-чужое» чаще всего нарушают дети, которые долго спят с родителями. У них нет границ тела, а значит, стерты и другие границы.
Эго ребенка
5 лет – это пик эго. В этом возрасте необходимо, чтобы ребенок расстался с мыслью, что он уникальный и исключительный. Иначе каждый раз, когда мир будет поворачиваться к ребенку не так, как он хочет, он будет страдать. Это возраст соперничества, принятия самого себя. Помогите ребенку признаться себе в том, что он что-то не умеет делать, в чем-то он не лучше всех. Но в то же время есть то, что у него очень хорошо получается. Необходимо провести разбор личности ребенка: выявить его сильные и негативные качества.
Детский сад хорошо прорабатыват эго. Если ребенок не ходит в детский сад, то период формирования эго затягивается на большой период.
Проигрыш/выигрыш. Как научить проигрывать без слез
Многие сталкиваются с тем, что ребенок не умеет проигрывать. Навык правильного отношения к проигрышу хорошо развивать на стратегических играх. Во время игры учим ребенка думать, через наводящие вопросы добиваемся ответа на вопрос, почему он проиграл. Тогда ребенок будет понимать, что не соперник виноват в том, что выиграл, а он сам виноват в том, что проиграл. Если не сформировать навык проигрывания, то в школе в плохих оценках ребенок будет винить учителя.
Деньги и дети
В возрасте 5- 7 лет у ребенка можно сформировать ценность денег. Пора завести собственную копилку. В. Паевская предлагает следующую систему: 1 раз в неделю давать ребенку ¼ часть стоимости его любимой игрушки. Таким образом, за месяц ребенок может накопить на новую игрушку. А может и не накопить – если потратит деньги бездумно. Родители при этом игрушки не покупают.
Вы должны разрешать ребенку распоряжаться его деньгами по собственному усмотрению. Только так он научится ценить деньги и прекратит покупать бесполезные вещи, игрушки, сладости, начнет оперировать понятиями «дорого» и «дешево».
Телефон и другие гаджеты
При появлении первого телефона у ребенка должно сформироваться несколько правил:
- перед занятиями выключать звук, после занятий включать
- каждый вечер ставить телефон на зарядку
- запомнить наизусть телефоны родителей
Что касается других гаджетов, то до школы ребенок должен наиграться в планшет, иначе в школе ему будет хотеться играть, а не учиться.
Также до школы желательно научить ребенка пользоваться программой Word и поиском в Интернете, чтобы в школе он самостоятельно делал проектные работы.
И еще несколько советов для ребенка предшкольного и младшешкольного возраста:
- Уметь дружить очень важно! От того, как преданно ребенок дружит с первым другом, зависит, как он будет сохранять свой брак.
- Не вмешивайтесь, если вам не нравится друг вашего ребенка. Значит, ваш ребенок «отрабатывает» на этом друге какие-то навыки.
- Кризис 7 лет – не глобальный, не ярко выраженный. Он проявляется в чудачествах: ребенок может дурачиться, как младенец, но в то же время он уже школьник. Нельзя планировать беременность на 1 класс, т.к. старший ребенок «регресснет» в младенчество.
- Не злоупотребляйте продленкой. Продленка никак не развивает ребенка: он учится в тех же стенах, с теми же детьми, у тех же педагогов… Его мозг не переключается, и ребенок перегружается. У ребенка должно быть как можно больше учителей и как можно больше разных социумов.
- Школьник с самого начала должен собирать рюкзак самостоятельно.
Подробнее о развитии ребенка от рождения до 12 лет – в этой статье Развитие по возрастам: игрушки, секции, спорт
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Людмила Петрановская: умный ребенок - это какой?
Как помочь ребенку найти свой вид спорта
Развивашки для детей без угрозы здоровью и отношениям в семье
Комментариев еще нет
Войдите или зарегистрируйтесь , чтобы оставить комментарий.