Неизведанная Турция. Ничего не включено

Как сказал Дмитрий Крылов, многие были в Турции, но далеко не все при этом ее видели. Наши представления о Турции были совершенно опошлены дешевизной туров, системой all inclusive и фотографиями, редко выходящими за пределы отелей. А между тем, страна эта едва ли не самая уникальная в своей истории и природе. В общем, мы разработали свой маршрут с кодовым названием "Неизведанная Турция: ничего не включено".

Исходные данные:
1. Арендованный автомобиль
2. План маршрута длиной в 3000 км
3. Веселая компания из трех человек, не знающих турецкого
4. Принципиальный отказ от пляжного отдыха
5. НИ ОДНОГО забронированного отеля

Стамбул

После перелета, обкатки автомобиля и первых впечатлений мы решили поспать пару часов в машине. Просыпаемся - наша машина перекрыта другим авто. Хозяин появился почти сразу, как будто ждал, когда мы проснемся, и не хотел тревожить наш сон. Молодой красавец по имени Фетта. Но прежде чем освободить проезд, он пригласил к себе, там напоил чаем и нарисовал на карте уникальный маршрут по Стамбулу (который мы успешно осуществили). Мы были удивлены такому радушию от человека, который видит нас впервые. Мы даже предположили, что у турков есть традиция в день Рамадана (а это был день Рамадана) помогать незнакомым людям.

Стамбул сначала очаровал, потом измучил, потом зачем-то открыл второе дыхание, потом измучил вконец. Мы ругались, мирились, смеялись, ели турецкий кебаб, пили ароматный чай, и все это под пение муэдзинов, крики чаек, гул базаров, бубнеж сломанного навигатора... Наши турецкие друзья очень-очень хотели нам помочь, но, к сожалению, там  почти не говорят по-английски.

Итак, маршрут по Стамбулу от Фетты: район Султанахмет, смотровая площадка ресторана Пьер-Лотти (весь город виден как на ладони), легендарный пролив Босфор и мост через него, а также парк миниатюр. Для любителей шопинга – улица Истикляль, которая начинается от легендарной площади Таксим. Она очень многолюдная, как вы можете видеть по фото :)

Анкара

Анкару почему-то сразу захотелось сравнить со Стамбулом, у которого она почти сто лет назад неожиданно и необоснованно забрала статус столицы государства.
Так вот, Стамбул встретил нас очень эффектно: ярким огромным полумесяцем, лежащим почти на спине очень низко над городом. Он словно хотел сказать: «Товарищи, вы приехали в мусульманскую страну, относитесь, пожалуйста, уважительно к нашей культуре». Ну, в общем, все очень строго и чинно.
А Анкара оказалась весьма невнятной, мы не поняли, где у нее начало, где конец, где центр, а где периферия. Короче, мы не поняли Анкару, а Анкара не поняла нас. И очень быстро отпустила.
И еще про города. Все турецкие поселения очень солнечные. Потому что стены, крыши, заборы - абсолютно все - выкрашено в три самых теплых цвета: желтый, красный и оранжевый.
Минареты - особый разговор. Именно они добавляют в города и деревни Турции утонченности, изящества и возвышенности. Некоторым, даже не мусульманским городам, следовало бы понастроить у себя минаретов. Хотя не всем это будет "к лицу".

Каппадокия

Сложно сказать, что может удивить человека после того, как он увидел пейзажи Каппадокии.  Может, лунные ландшафты или извержение вулкана. Несправедливо, что так мало людей приезжает сюда. Вау-эффект потрясающий: сначала не веришь, что это создала природа, потом не веришь, что это происходит с тобой, потом - что это не сон. Только к вечеру наступило привыкание. Тысячи этих удивительных камней-фей, тысячи повсюду...

Здесь не строят дома, а выдалбливают помещения прямо в этих скалах из мягкого камня - туфа. Магазины в пещерах, рестораны в пещерах, и номер мы тоже сняли в пещерном отеле.

Мы зашли в церковь Эль Назара (церковь X века, как и все в Каппадокии, выдолбленная в скале), предварительно купив билеты у смотрителя по имени Мехмед.

Мы благоговейно фотографировали фрески, слушали незамысловатый рассказ Мехмеда (трудности с английским), потом делились впечатлениями о Каппадокии... В общем, чем-то мы ему понравились, и вдруг он говорит: "Вот вам ключик от потайной церкви. Сейчас туда проход для туристов закрыт, но вам я покажу дорогу". И он объяснил нам путь, а сам остался с другими туристами в своей церкви. И мы шли под палящим солнцем Каппадокии, среди грядок с дынями и виноградников, по белым крутым скалам, гордо неся перед собою доверенный ключик.

Церковь оказалась, действительно, спрятанной в камнях, и, в общем-то, в ней ничего не было особенного, но эта история, этот необъяснимый душевный подход к чужим людям нас просто покорил!

Обязателен к просмотру подземный город Деринкуе. Ему несколько тысяч лет, и до сих пор историки и археологи строят предположения, зачем был создан этот уникальный город. Весь город тоже выдолблен в камне. В нем было все, чтобы существовать несколько месяцев без выхода на поверхность: уникальная система вентиляции, школа, церковь, площадь, рынок…

Средиземное море

Мы добрались-таки до побережья Средиземного моря (проехали всю Турцию поперек), и остановились в маленьком отеле в Сиде. Очень много туристов. Теперь стало понятно, почему в Каппадокии народу гораздо меньше: все стремятся именно на побережье.

С грустью мы заметили, что на побережье наши любимые турки стали холоднее и сдержаннее. Как только они понимают, что вы не принесете им доход, они теряют к вам интерес. До этого, в местах, не избалованных туристами, были сплошь гостеприимные, открытые и искренние люди! А еще на побережье никто не зазывает на намаз. Видимо, верующие отказались от этого обычая в пользу туристов - чтобы не тревожить пением Корана их покой. Не знаю даже, кто больше не прав - верующие или туристы.

Ыспарта

В детстве мы играли с братом в города, и когда я называла Алматы или Набережные Челны, всегда хитро смотрела на него, потому что на «Ы» ведь нет города! Но он называл странный город «Ыспарта», хотя я была уверена, что он все выдумывает. Но я побывала в этом городе. Оказывается, Ыспарта живет за счет парфюмерного производства, и все пригороды засажены розами. Правда, цветущих полей мы так и не нашли. Но на выезде из города увидели уличный лоток с косметикой Ыспарты.
А вообще, мы не собирались ехать через Ыспарту, но навигатор выбрал этот путь, и мы безмерно ему благодарны! Так как путь к Ыспарте ведет через невероятно красивый озерный край.  С каждым днем все больше удивляемся этой стране.

Памуккале
Памуккале (в переводе – «хлопковый замок») посещают все туристы, благодаря относительной близости этой достопримечательности к берегам Эгейского и Средиземного морей. Перед поездкой мы видели массу фотографий этого белоснежного национального парка. Но все равно получили массу впечатлений. Во-первых, мы отправились туда ночью (парк работает круглосуточно). Дорога ведет круто вверх по скользким белоснежным травертинам - образованиям из известняка. Они существуют здесь с античных времен.  Мы сидели на верхней террасе под горячим водопадом и смотрели на ночной город Денизли.
Здесь снова поют муэдзины!

Мы привезли домой пыль с трех тысяч км турецких дорог и загар с четырех морей. Ну еще безумное количество впечатлений, конечно же.

Путешествующим на машине по Турции:
1. Возьмите машину на дизельном топливе (так дешевле) и с кондиционером (без него никак, пожалуй).
2. Не бронируйте отели заранее, так как это абсолютная свобода и возможность менять маршрут в любой момент. С жильем в Турции проблем нет даже в высокий сезон.
3. Приготовьтесь к возможным проблемам с питанием, т.к. турецкая кухня весьма своеобразна (мы не раз возвращали официанту блюдо, попробовав лишь ложку), а в магазинах продукты невкусные и даже бывают просроченные.
4. Возьмите несколько любимых дисков, т.к. турецкое радио невозможно слушать более получаса.
5. Обязательны к просмотру: Стамбул, Каппадокия, озерный край, Памуккале, руины Иераполиса или Эфеса.

Необязательны: Анкара, Кония, Анталья, в которых лишь потратите время в пробках.
6. Купайтесь везде, где только возможно! Не упускайте шанс искупаться в четырех морях, горных озерах, горячем источнике Памуккале, хамаме и бассейнах отелей.

Приятных вам путешествий!

О том, как организовать крутое путешествие самостоятельно, читайте здесь: Сам себе турагент