Премьера рубрики – Backstage. Мы расскажем вам о том, что происходит за кулисами сочинских и приезжих театров, в гримерках перед концертами и цирковыми представлениями, в кулуарах, бутафорских цехах и репетиционных залах различных шоу, которые проходят в нашем городе. Мы покажем все, что скрыто от глаз зрителей! А это, знаете ли, порой едва ли не интереснее того, что происходит на сцене!
И открывает рубрику сочинский театр кукол «Саквояж» под руководством Романа Соколовского. Кто и как делает кукол для спектаклей, кто живет в «кладовке» театра, почему куклы обижаются на актеров и другие тайны закулисья – в нашем фоторепортаже.
Перед тем, как в зал ворвется толпа шумных зрителей, сначала здесь полная тишина. На сцене безмолвные куклы-актеры и кукловод – Роман Соколовский. Зрительный зал пуст. Кукловод настраивается на спектакль и настраивает своих «коллег» - а их в сегодняшнем спектакле «Сказки Пушкина» ни много ни мало – 13 кукол! И вот – свет на сцене, кукольник взмахивает руками, в каждой руке задвигались, ожили куклы-марионетки…
Проверка фонограммы, декораций, света, звука, ремонт пластикового пальца одной из кукол – и в зале снова безмолвие. Кукольник уходит гримироваться. Зрители начинают собираться в зале.
Эта, не побоимся этого слова, «церемония» предшествует каждому спектаклю. К куклам нужен особый подход.
«Кукла – твой партнер, это второй ты, - рассказывает Роман. – Я к ним отношусь очень трепетно, особенно к марионетками – это мои любимые и в то же время самые коварные куклы. Если им что-то не понравится, они запутают стропы – и все, тут кукольник бессилен, можно прямо на спектакле «провалить» сцену. Еще есть примета, что куклу нельзя класть лицом вниз. Она должна лежать лицом вверх, даже если она «отдыхает» или лежит в коробке во время переезда на гастролях».
В репертуаре театра постоянно около рабочих 10 спектаклей. Некоторые спектакли убираются из репертуара, ставятся новые. Сейчас в театре задействовано 4 человека, а кроме того, часто в спектаклях появляются приглашенные актеры. Например, Елена Осташкова озвучила Маленькую Ведьму в спектакле, который совсем недавно получил «Золотую Звезду» на фестивале в Москве.
«На один и тот же спектакль дети всегда реагируют по-разному. Иногда очень живо и эмоционально. Иногда тихо и вдумчиво. Думаю, это из-за того, что зритель оценивает энергетику. С какой энергией актер вышел, такой и ответ получаешь. Дети очень чувствительны к энергетике.
Я всегда подпитываюсь от зала в хорошем смысле этого слова, дети дают положительную энергию. Как говорят, с детьми, с пожилыми людьми и с животными надо общаться чаще. Это всегда что-то чистое, светлое и мудрое».
В театре есть великолепная традиция: после спектакля всем детям позволено выйти на сцену и попробовать поводить кукол. Ребята очень любят этот момент, ведь оживить куклу своими руками, побыть кукловодом хотя бы несколько минут – это настоящее волшебство. Часто дети начинают говорить с куклой: «Привет, как дела?» и ждут от нее ответа. Тогда Роман Соколовский продолжает спектакль – отвечает за кукол их голосами.
«Это удивительно, но дети кукол не ломают. У меня всегда спрашивают, не жалко ли мне давать кукол детям «на растерзание». Нет, они очень бережно к ним относятся. Единственная кукла, которую я боюсь давать детям, - это Волк из «Красной Шапочки». Они хотят его пожурить, стукнуть за то, что он такой нехороший был в спектакле.
Однажды после спектакля девочка пришла – я хочу Ведьме подарить лошадку. Это было так приятно, ведь эта лошадка, может, - самое дорогое, что у нее есть. И это такой жест трогательный».
Ну а теперь самое интересное. У театра есть своего рода кладовая, где живут куклы-актеры, и где актеры-люди гримируются и переодеваются перед спектаклем. И эта комната представляет собой самое завораживающее зрелище! С каждой стены, стеллажа и полки на вас смотрят куклы! Куклы, которые терпеливо ждут своего выхода на сцену.
Когда наша съемочная группа вошла в эту необыкновенную сказочную комнату, мы все воскликнули: «Да это же настоящий музей! Сюда экскурсии водить надо».
В это с трудом верится, но абсолютно всех кукол для своих спектаклей Роман делает сам. Из кукольного пластика, из ткани, из папье-маше.
«Это европейская традиция, когда кукольных дел мастер и актер театра кукол – это одно лицо. Такие люди называются кукольниками. Я – кукольник. Я люблю и делать кукол, и управлять ими на сцене. Вы знаете, это очень удобно, когда ты делаешь кукол «под себя», под свои актерские и режиссерские потребности. Я думаю, было бы очень непросто объяснять художнику-кукольнику, какие черты лица у куклы мне необходимы для моего замысла .Это издревле пошло: даже русские петрушечники кукол и делали, и играли ими».
Декорации для своих спектаклей Роман тоже мастерит сам. Причем всегда придерживается принципа, чтобы и декорации, и куклы к каждому спектаклю помещались в одном большом саквояже. Эта концепция театра и вынесена в название. Именно поэтому на выставке авторских кукол Романа, которая расположилась в фойе театра, так много чемоданов и саквояжей.
«Кукольный театр – это очень глубокая философия и древнейшее искусство. Для каждого спектакля используется определенная система театральных кукол – марионетки, перчаточные, тростевые – каждая система имеет свои возможности. Нужно, чтобы это было логично и чтобы куклы максимально соответствовали замыслу автора в движениях и выразительности.
Марионетки вообще кажутся мне чем-то… божественным. В ней самой метафора заложена – мы, люди, ведомые сверху, а марионетка - нами ведомая. Вот эта философия мне нравится».
Материалы по теме:
Комментариев еще нет
Войдите или зарегистрируйтесь , чтобы оставить комментарий.